Евразийский союз переходит на бензин по талонам
Анастасия Башкатова
Единое пространство Евразийского экономического союза (ЕАЭС) порождает общие проблемы: нарушение трансграничных поставок грозит дефицитом моторного топлива. На некоторых автозаправках Казахстана бензин продается по специальным талонам, сообщает пресса. Астана перекладывает ответственность за растущие топливные цены и дефицит на Россию, обеспечивающую 30% рынка бензина марки Аи-92 в Казахстане. А Москва жалуется на Белоруссию, недопоставляющую в РФ нефтепродукты с белорусских нефтеперегонных заводов. В Минэнерго РФ говорят о прямой зависимости ситуации в Казахстане с недополучением бензина из Белоруссии.
В конце ноября в Казахстане случился бензиновый кризис, о чем сообщает местная пресса, а также Deutsche Welle (DW). Как передает DW со ссылкой на сообщения в социальных сетях, некоторые «жители Астаны… приехав на автозаправки, столкнулись с отказом отпускать наиболее ходовую марку бензина Аи-92 за деньги – только за специальные талоны». «Такая же ситуация сложилась и в Алма-Ате. При этом на одних автозаправочных станциях, как и в Астане, принимают талоны, на других ограничили продажу до 20 л за заправку, а на третьих просто подняли стоимость топлива на 5–10%», – отмечает DW.
Уточняется, что такая проблема наблюдалась 19–20 ноября. В конце минувшей недели информационный портал KZinform сообщил, что ситуация стабилизировалась и «все крупные сети отпускают топливо без каких-либо ограничений». Портал напомнил о запасах топлива: «На сегодняшний день запасы бензина в Казахстане равны 100 тыс. т, а дизельного топлива – 180 тыс. т».
Официальная статистика при этом фиксирует стабильный рост цен на бензин в республике. Как следует из данных Комитета по статистике Казахстана, за январь–октябрь 2016-го бензин в республике подорожал на 12,3% по отношению к тому же периоду 2015 года, бензин марки Аи-92 подорожал за это время на 14,7%.
Дефицит бензина, а также дизельного топлива в Казахстане возникает не первый раз. Об ограничениях розничных продаж горючего сообщалось и в этом году, и несколько лет назад. Ранее эксперты объясняли дефицит как вывозом частными компаниями казахстанского топлива за рубеж, так и срывом поставок из России.
Сейчас власти Казахстана перекладывают ответственность за происходящее (прежде всего за рост цен) на Москву. «Казахстан по бензину марки Аи-92 на 30% зависит от поставок из Российской Федерации. Наблюдается некоторое повышение цен на границе с Казахстаном на бензин Аи-92 из РФ», – приводит слова министра энергетики Казахстана Каната Бозумбаева агентство «Казинформ».
Министр поделился своей версией, почему Россия подняла цены на экспортируемый бензин: «Есть какие-то внутренние вопросы на Башкирских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ)». Он напомнил, что традиционный поставщик нефтепродуктов в Казахстан – Омский НПЗ. Но его поставки, по словам Бозумбаева, «развернули на внутренний рынок».
Бозумбаев сообщил, что он вел переговоры с главой Минэнерго РФ Александром Новаком о том, чтобы российские НПЗ в декабре направили в республику «оставшиеся 100 тыс. тонн».
Министр энергетики Казахстана напомнил о договоренностях, по которым республика должна импортировать 1 млн 100 тыс. т бензина ежегодно. По его словам, стоимость бензина в 130–135 тенге за литр «более-менее адекватная». В пересчете на российскую валюту это около 25–26 руб. за литр.
Одновременно с этим в Москве жалуются на недополучение бензина из Белоруссии. «Есть ряд факторов, которые влияют на выполнение обязательств, как понимают это белорусские коллеги. Физический объем сейчас не соответствует тому, что было прописано… Они поставляют бензин, но есть вопросы, которые требуют продолжения консультаций», – приводит слова замглавы Минэнерго РФ Кирилла Молодцова РИА Новости.
По словам замминистра, пока на внутреннем рынке баланс соблюдается: «С учетом текущего состояния мы удовлетворяем наш спрос». Однако «в случае пиковых нагрузок мы будем заинтересованы в том числе в белорусских бензинах», – говорит Молодцов. Он добавляет: «При определенных обстоятельствах мы будем учитывать и пожелания наших коллег, например из Казахстана». Тем самым замминистра дал понять, что ситуация с Белоруссией и последние события в Казахстане взаимосвязаны.
Если учесть перебои с поставками бензина из Белоруссии, то можно допустить возникновение дефицита топлива и внутри России. Например, для выравнивания ситуации в регионах Минэнерго уже выпускает рекомендации компаниям перенаправлять поставки по стране. В частности, ранее Минэнерго РФ рекомендовало «Газпром нефти» обеспечить дополнительные поставки бензина в Москву и Московскую область в период с января по апрель 2017 года. Еще одна рекомендация Минэнерго – сохранить направление поставок автомобильного бензина с Омского НПЗ «Газпром нефти» на внутренний рынок РФ.
Как сообщил «НГ» аналитик компании «Финам» Алексей Калачев, импорт нефтепродуктов в РФ из стран СНГ действительно сокращается: в январе–сентябре 2016-го падение достигло 67% в годовом выражении, импорт бензина упал на 79% – до 143,66 млн т. И объясняется это в основном спорами между Белоруссией и Россией, о которых ранее уже писала «НГ» (см. номер от 25.11.16).
Хотя, по разным экспертным оценкам, доля белорусского бензина на российском рынке не превышает 3–5%. Однако стоит также учитывать, что производить нефтепродукты отечественным компаниям сейчас менее выгодно, чем отправлять на экспорт сырую нефть. Об этом свидетельствует в том числе официальная статистика. По данным Росстата, экспорт нефти вырос в натуральном выражении на 5,5% за январь–сентябрь 2016-го по отношению к тому же периоду 2015-го. Одновременно с этим на переработку поступило почти на 3% меньше нефти, чем годом ранее. Правда, в абсолютном значении на экспорт страна пока отправляет меньше нефти, чем на переработку: около 190 млн т против 211.
Между тем опрошенные «НГ» эксперты не ждут хронического дефицита бензина в России, хотя признают наличие временных проблем. «Отдельные эпизоды роста цен и микродефицита иногда связаны с регулированием рынка, например, с переходом на новый стандарт Евро-5, как это было летом 2016 года», – говорит замначальника аналитического отдела компании «Солид» Азрет Гулиев. Эксперт, однако, добавляет: «Основная проблема в том, что многим нефтяным компаниям выгоднее вывозить топливо за рубеж, не перерабатывая его, и получать деньги сразу, чем вкладываться в инфраструктуру переработки внутри страны».
«Осенью традиционно закрываются на техобслуживание НПЗ, поэтому подорожание, а в отдельных случаях и сокращение поставок имеет место, но это носит сезонный характер», – продолжает эксперт компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. При этом, как говорит гендиректор компании «Финэкспертиза» Нина Козлова, в России «в 2015 году впервые за 15 лет было отмечено незначительное снижение спроса на бензин».
Некоторые эксперты говорят о более глобальной проблеме – об издержках единого экономического пространства. «Развитие ЕАЭС происходило ускоренными темпами, и по ряду параметров было допущено забегание вперед. За этот короткий период не удалось создать систему оперативного урегулирования возникающих проблем. Это касается в том числе взаимодействия по нефти и нефтепродуктам, – пояснил «НГ» профессор кафедры международной безопасности и внешнеполитической деятельности Академии народного хозяйства и госслужбы Александр Михайленко. – Проблемы в основном будут постепенно сниматься по мере того, как страны будут продвигаться к единому рынку углеводородов, а он в соответствии со Стратегией развития ЕАЭС будет создан только к 2025 году».
Независимая газета. 01.12.2016