Визит премьера КНР: как переплелись экономики Кыргызстана и Китая
Бакыт Толканов
В преддверии официального визита премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна в Бишкек редакция Sputnik Кыргызстан выяснила, насколько велико присутствие Китая в экономике, политике и долгах страны.
В Кыргызстан 2 ноября с официальным визитом прибудет второй по рангу руководитель Китая — премьер Государственного совета Ли Кэцян.
У китайского гостя насыщенная программа — он встретится с президентом Алмазбеком Атамбаевым и и.о. премьер-министра Сооронбаем Жээнбековым. Стороны обсудят широкий круг вопросов: торгово-экономическое сотрудничество, укрепление культурно-гуманитарных связей, совместные проекты в области транспорта, промышленности и энергетики.
Как выяснилось, один из высших руководителей КНР приедет не с пустыми руками — планируется подписать грантовое соглашение о развитии ирригации. Сумма будет уточняться, но ориентировочно она составляет около 200 миллионов юаней, а это более 2 миллиардов сомов.
Также Госбанк развития Китая даст кредит "РСК Банку" в размере 10 миллионов долларов (687 миллионов сомов).
На этом наше сотрудничество не исчерпывается, значение КНР трудно переоценить. Редакция Sputnik Кыргызстан вспоминает, в каких отраслях страны велико китайское присутствие и какие отношения связывают страны.
Сотрудничество на межгосударственном уровне и на мировой арене
Кыргызстан входит в ряд объединений и союзов. Так, вместе с Китаем он является членом Шанхайской организации сотрудничества, Всемирной торговой организации и ряда других международных объединений. Помимо этого, Кыргызстан положительно смотрит на мегапроект китайской стороны о возрождении Великого Шелкового пути, часть маршрута которого, как и в былые времена, пройдет через территорию КР. Также Кыргызстан и Китай создали межправительственную комиссию, которая заседала уже более десяти раз.
Большие проекты через большого соседа
В последние годы в Кыргызстане реализованы или реализуются крупные проекты, которые имеют стратегическое значение.
Одна из крупнейших китайских энергетических компаний ТВЕА в конце прошлого года завершила строительство линии электропередачи (ЛЭП) "Датка" — Кемин. Стоимость проекта составила 390 миллионов долларов, но благодаря ЛЭП страна добилась энергетического суверенитета, перестав зависеть от транзита киловатт-часов через территории других стран.
Та же ТВЕА, несмотря на споры и скандалы, реализует еще один важный проект — модернизацию теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) Бишкека стоимостью 386 миллионов долларов. Благодаря этому ТЭЦ перейдет полностью на отечественный уголь, а ее мощность увеличится в два раза и составит 812 мегаватт. Изначально же главная теплоэлектроцентраль была спроектирована под казахский уголь.
В горных условиях вопрос дорог очень актуален, поэтому ежегодно строят или реконструируют десятки и сотни километров дорожного покрытия. Победителями львиной доли многомиллионных тендеров являются дорожные предприятия из КНР. Так, China Roadand Bridge Corporation ("Чайна Роуд энд Бридж Корп.") — победитель тендеров на реконструкцию и строительство крупнейших трасс: Бишкек — Нарын — Торугарт, север — юг и других. Реконструкцией автотрассы Балыкчи — Корумду занимается также китайская компания "Лонг Хай".
Товарооборот и для чего нужны отвертки?
В 1990-х годах с открытием границ и вступлением страны во Всемирную торговую организацию хлынул поток товаров из Китая, часть которых оседала на "Дордое". Объем товарооборота этого рынка в лучшие времена (до кризиса 2008 года), по оценкам экспертов, доходил до 7 миллиардов долларов. Основную часть товаров кыргызстанцы вывозили в соседние страны, занимаясь реэкспортом. Но в последние годы его объемы начали снижаться. Одна из причин — создание Евразийского экономического союза, который более высокими пошлинами начал защищать своих производителей. Товарооборот начал снижаться, особенно в 2014-2015 годах. Но за январь-август по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он увеличился в 1,7 раза и составил почти миллиард долларов. Правда, в торговле громадный дисбаланс: только 31,5 миллиона — это экспорт, а все остальное — импорт.
Но, помимо ввоза, китайские предприниматели с дальним прицелом создают в Кыргызстане так называемые отверточные производства. Цель — собирать из китайских комплектующих готовую продукцию и получить беспрепятственный доступ к 180-миллионному рынку ЕАЭС. Например, в Оше летом прошлого года кыргызско-китайская компания выпускала бытовую технику.
В том же 2015-м совместное кыргызско-китайское предприятие в Бишкеке начало регулярный выпуск тракторов. Годом ранее в Кочкорском районе Нарынской области заработала обувная фабрика.
Вход китайского бизнеса
Помимо "отверточных" заводов, китайцы строят и вполне высокотехнологичные производства. Например, два нефтеперерабатывающих завода: в Токмоке стоимостью 60 миллионов долларов и в Кара-Балте на 300 миллионов. Совокупная мощность двух НПЗ — более 1,1 миллиона тонн, однако из-за недостатка сырья и других проблем заводы так и не работают на полную мощность.
Представлены китайцы и в одной из самых интересных и доходных отраслей — горнорудной. Например, летом прошлого года запустили производство на месторождении Талдыбулак Левобережный, где запасы золота достигают 60 тонн. Большая часть акций (60 процентов) принадлежит китайской корпорации "Цзы цзинь", 40 процентов — ОАО "Кыргызалтын". В этом году заработало золоторудное месторождение Иштамберды в Джалал-Абадской области, которое разрабатывает китайское предприятие Full Gold Mining.
"Бумажные" проекты
Однако есть ряд проектов, переговоры о начале реализации которых тянутся много лет. Так, уже более десяти лет кыргызстанская сторона предлагает китайским госкомпаниям построить завод минудобрений. Однако, как сообщил один из бывших министров сельского хозяйства, китайская сторона потребовала в ответ предоставить месторождения. Эти условия КР отказалась выполнять, потому воз и ныне там. Еще дольше, с начала 2000-х, идет обсуждение строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Стороны не могут прийти к единому мнению по форме финансирования и ширине колеи: европейская, которая используется в Китае, или советский стандарт.
Еще один мегапроект — газопровод из Туркменистана в Китай, отрезок в 215 километров должен пройти по территории Кыргызстана. Но, несмотря на соглашение, подписанное правительствами КР и КНР еще в 2013 году, практическая реализация так и не началась. Недавно президент Алмазбек Атамбаев, поздравляя председателя Китая Си Цзиньпина с 67-й годовщиной со дня образования КНР, выразил надежду, что в скором времени последние два проекта начнут осуществляться.
Долг платежом красен
Многие проекты, в том числе дорожные и энергетические, финансируются за счет займов у Китая, причем по требованию КНР их должны реализовывать именно тамошние компании. В результате Поднебесная стала крупнейшим кредитором страны. По данным Минфина КР на 31 августа, из 3 миллиардов 764 миллионов внешнего госдолга китайская доля составляет более 1,4 миллиарда долларов.
В этом материале отражена лишь часть кыргызско-китайского как экономического, так и политического сотрудничества, на самом деле оно гораздо многостороннее. При этом ширятся отношения и в других сферах. Так, города Бишкек и Ухань стали побратимами, а недавний теракт в посольстве КНР привел к отказу от выдачи виз. В результате сотни студентов не могли выехать на учебу в Поднебесную и возник резонанс в обществе.
Sputnik. 01.11.2016