Турция готова закрыть политическую дверь в Европу
Алексей Забродин
Между Анкарой и Брюсселем продолжает расти напряженность. После июльской попытки госпереворота в Турции политики Евросоюза не устают активно критиковать турецкие власти за жесткие меры, которые те применяют к путчистам. И если недавно Европа обещала ввести безвизовый режим с Турцией, то сейчас уже и вовсе заходит речь о сворачивании диалога по присоединению к ЕС. Президент Реджеп Тайип Эрдоган даже допустил возможность проведения референдума о необходимости продолжать переговоры с Брюсселем. Кроме того, охлаждение в отношениях с Анкарой грозит разрывом миграционной сделки.
Соглашение по мигрантам между Турцией и ЕС (в соответствии с которым Анкара обязалась размещать на своей территории нелегально прибывающих в Европу с Ближнего Востока беженцев) было подписано еще в марте. Однако несколько важных пунктов Евросоюз до сих пор не выполнил. И, кажется, в ближайшее время выполнять не собирается. Как сообщил «Известиям» источник в турецких дипломатических кругах, Брюссель затягивает отмену визовых ограничений для граждан Турции, несмотря на то что одним из условий выполнения миграционной сделки было введение безвизового режима сроком до 90 дней. Брюссель, в свою очередь, требует от Анкары изменения законодательства по борьбе с терроризмом, но для Турции этот вопрос — принципиальный, поскольку она ведет борьбу с Рабочей партией Курдистана, которая на ее территории признана террористической организацией. Разлад Брюсселя и Анкары дошел до такой стадии, что турецкий лидер решил обратиться к народу и спросить его мнения — стоит ли игра свеч.
ЕС не готов к введению безвизового режима для турецких граждан без выполнения определенных требований. Вопрос вступления страны в ЕС также под большим сомнением.
— Турецкие власти имеют полное право принимать решение о подобном референдуме. Что касается нашей позиции по усилению переговоров с Турцией, то ее неоднократно высказывал председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер: переговоры о присоединении к ЕС зависят от того, чего Турции для достижения этой цели удалось добиться, а прогресс в переговорах напрямую соотносится с рядом требований, среди которых — уважение верховенства права, прав человека и основных свобод. Как выразился глава Еврокомиссии Юнкер, это стало бы большой дипломатической ошибкой — приостановить переговоры с Турцией. Однако сегодня Турция не готова к вступлению в Евросоюз, — официально заявили «Известиям» в Еврокомиссии.
Вопрос о том, насколько Турции необходимо вступать в ЕС, сейчас активно обсуждается в политических и экспертных кругах страны. В особенности учитывая тот факт, что в контексте заключенной с Евросоюзом сделки по мигрантам Анкара свои обязательства выполнила. При этом ЕС свою часть выполнять не торопится.
— Большого интереса к присоединению к ЕС турецкий народ не испытывает. Это был своего рода путь, который казался для нас полезным, — гармонизировать наше законодательство, принять ряд европейских норм, которые пошли бы нам на пользу, — сообщил «Известиям» советник премьер-министра страны Мехмет Акарджа Акарджа, пояснив, что это его личное мнение. — Учитывая нынешнюю ситуацию, когда экономики стран ЕС не в лучшем положении, возникает вопрос, насколько рационально вступление сегодня. Если мы вступим в ЕС сейчас, они у нас сразу же попросят денег. И нам придется заниматься еще и их проблемами.
Действительно, формально Анкара по-прежнему «стремится» стать частью Евросоюза. Но на деле разногласия с Брюсселем все больше отдаляют ее от этой многолетней мечты, которая, впрочем, уже скорее уже мечта прошлых поколений. Сейчас особого стремления войти в европейскую семью турецкий народ не испытывает. Таким мнением поделился с «Известиями» мнением Тогрул Исмаил, политолог, профессор Университета экономики и технологий торговой палаты и биржи Турции.
— Всегда нужно смотреть с двух сторон, и тут дело не только в отношении Турции к ЕС, но и ЕС к Турции. Меня очень удивила позиция Люксембурга по Турции (в начале ноября глава МИД Люксембурга допустил введение экономических санкций ЕС против Турции в связи с политикой президента Эрдогана по отношению к оппозиции и журналистам. — «Известия»). То есть им легче обвинить во всех грехах Турцию, чем признать свою вину. Притом, что, посмотрите, сколько беженцев у них и сколько у нас — уже 3 млн. Мое мнение, что Турция скоро устанет от этих обвинений и от невыполненных обещаний со стороны ЕС и просто откроет границы, тогда и посмотрим на них. Тут есть и роль России, ЕС давит на Турцию, потому что ей не нравится сближение наших стран. Турция не присоединилась к санкциям против России, как этого хотела Европа, — отметил Тогрул Исмаил.
Другой политолог, профессор университета Yıldırım Beyazıt Üniversitesi Салих Йылмаз тоже рассказал «Известиям», что до 2006–2007 годов народ в Турции положительно оценивал перспективу вступления Турции в ЕС, но затем экономика в Турции начала расти, а «из Европы приходили печальные новости о надвигающемся кризисе». То, что Европа часто тормозила Турцию под разными предлогами, вызвало бурную реакцию у турецкого народа. Кипрский вопрос тоже стал камнем преткновения в отношениях Турции и ЕС, считает политолог.
— Террористическая организация «Рабочая партия Курдистана» (РПК, признанная в Турции террористической, в России — нет. — «Известия») уже на протяжении 10 лет свободно ведет свою деятельность в Бельгии, Франции, Германии, организовывает митинги, ведет пропаганду в газетах и на телевидении, что тоже вызвало отрицательную реакцию людей в Турции. Турецкий народ не верит в дальнейшее существование ЕС после Brexit. ЕС не выполнит своих обещаний, поэтому Турция уже намерена поставить на повестку дня вопрос о расторжении данного договора, — отметил Йылмаз. — Благодаря таможенному союзу с ЕС самый крупный торговый партнер Турции — именно Евросоюз. Но надо понимать, что прежней Турции нет, наша страна выросла, а экономика значительно укрепилась. Поэтому Турция не может опираться полностью на политику ЕС. Турция вступила на свой собственной путь развития. И сейчас можно сказать, что Турция начала активно сотрудничать с Россией, Китаем, — заключил политолог.
По мнению востоковеда, тюрколога Евгения Бахревского, все условия сделки по мигрантам ЕС и не собирался выполнять.
— В Турции довольно мало граждан в принципе имеют загранпаспорта и куда-либо за границу выезжают. А те, кто выезжал за границу, и так получали эти визы без особых проблем. Таким образом, это просто символика, которая народ Турции не интересовала. В Европе сейчас действительно большая тюркофобия, особенно не любят Эрдогана — это факт. Эрдоган обвиняет европейских политиков в прямой поддержке террористов в Турции, поэтому так много резких заявлений с обеих сторон, — отметил Бахревский.
Известия. 17.11.2016