Приднестровье за две недели до выборов

Андрей Моспанов

На фоне прошедших выборов в Молдове постепенно близится к своему финалу и кампания по выборам президента Приднестровья. До голосования в ПМР остается две недели – оно пройдет 11 декабря. Эти последние недели станут пиком трехмесячной избирательной гонки – кандидаты выложат все свои козыри, не исключены и неожиданные ходы.

Всего на главный пост в Приднестровье претендуют 7 человек. Кандидатов было бы еще больше, но местный Центризбирком отказал в регистрации экс-председателю приднестровского Верховного Совета 74-летнему Григорию Маракуце, а также бывшему высокопоставленному милицейскому начальнику Евгению Вьюшкову. В первом случае причиной отказа стало то, что кандидат последние полтора года не жил в ПМР, во втором – большое число недостоверных подписей.

Впрочем, бывших высокопоставленных милиционеров среди претендентов на должность главы республики и так хватает. Это экс-министр МВД, ныне председатель парламента Вадим Красносельский, а также еще один экс-министр МВД Геннадий Кузьмичев. Да и сам президент Евгений Шевчук, баллотирующийся на второй срок, когда-то служил в рядах приднестровской милиции. Если же к этому добавить еще действующего прокурора республики Александра Дели, то получится, что правоохранителей в нынешней предвыборной кампании в ПМР – абсолютное большинство.

Кроме них, на пост президента претендуют лидер местной Коммунистической партии Олег Хоржан, бывший председатель приднестровского Конституционного суда Владимир Григорьев и блогер Ирина Василакий, единственная женщина в этой избирательной гонке, присоединившаяся к ней буквально в последний момент.

***

Основная борьба, конечно, разворачивается между Евгением Шевчуком и Вадимом Красносельским, но, прежде чем говорить о них, обратим внимание на пятерку «непроходных» кандидатов. Они различаются по своим ресурсам, политическому бэкграунду и личной харизме, но есть у них и общее – главой государства никому из них не стать.

Объединяет этих кандидатов также и другое – они пытаются позиционировать себя в качестве «третьей силы», альтернативы обоим главным претендентам. Запрос на «третью силу» в ПМР, кстати, объективно есть и будет увеличиваться, но пока нет по-настоящему убедительного лидера, который бы ее олицетворял. На президентских выборах 2011 г. такой силой стал Е.Шевчук.

Исходя из этого и строится предвыборная кампания О.Хоржана, Г.Кузьмичева, А.Дели, В.Григорьева и И.Василакий. Они выступают с критикой как Шевчука, так и Красносельского. Правда, нетрудно заметить, что внимания к главе парламента почти все эти кандидаты проявляют куда больше, чем к действующему президенту. И это дает основания полагать, что они в той или иной мере «помогают» Е.Шевчуку в борьбе против его главного оппонента. Особенно это касается О.Хоржана, в чуть меньшей степени – Г.Кузьмичева.

Если говорить о программных приоритетах, то О.Хоржан, в частности, выступает за более жесткое государственное регулирование цен, введение «налога на роскошь» и прогрессивной шкалы налогообложения, отмену неприкосновенности президента и депутатов. Это стандартные лозунги практически любой постсоветской компартии (другое дело, что они почти никогда не претворяются в жизнь даже в случае победы на выборах).

Г.Кузьмичев, как мы уже писали, предстает в этой кампании в образе сурового «русского ястреба». В предвыборных роликах бывшего главу МВД ПМР поддерживает известный российский военачальник генерал-полковник запаса Леонид Ивашов. И вообще Кузьмичев ищет свой главный электорат именно среди силовиков, делая упор на встречах с военнослужащими. В экономической и социальной политике же он ратует, в частности, за «малую и среднюю индустриализацию» Приднестровья и за «дифференцированную страховую медицину». Но обе эти идеи в его программе подробно не раскрыты, и что конкретно имеется в виду, не очень понятно.

Отдельно стоит сказать об Ирине Василакий. Это – кандидат-«трикстер». Ее заявления совершенно анекдотичны. Например: «Уже стоит очередь инвесторов, которые готовы сюда (в ПМР. – Ред.) войти. Мы привлечем всех инвесторов мира, и тогда, пусть даже будет хаос, у нас будут деньги, у нас будут рабочие места, у нас будет веселье». Или: «Мне не нужны форматы «Рогозин–Шевчук», кураторы, посредники, я буду работать напрямую – «Василакий–Путин», это элементарно». Ну и так далее.

Однако она умеет эмоционально «заряжать» аудиторию. Способна Василакий подпортить жизнь и другим кандидатам, так как, по ее собственным словам, она владеет компроматом на некоторых участников избирательной гонки. Правда это или нет, мы, возможно, скоро узнаем.

***

В отличие от молдавских выборов, у приднестровских нет геополитического контекста. Конечно, иногда звучат взаимные обвинения в тайной «прозападности», но серьезного продолжения эта тема в обществе не получает. Потому кандидаты концентрируются, прежде всего, на внутренних проблемах Приднестровья. И это на самом деле хорошо.

Есть, правда, другое – все сколько-нибудь заметные приднестровские политики стараются как можно ярче засветиться в России, соревнуются в том, чтобы добраться до возможно более высоких кабинетов и заручиться поддержкой влиятельных политиков и лидеров общественного мнения в РФ. Иногда это превращается в своеобразную «ярмарку тщеславия».

Но обратимся к двум главным претендентам на пост главы ПМР. В. Красносельский идет на выборы как независимый кандидат, однако при этом, как мы тоже отмечали ранее, его фактически поддерживает приднестровская партия «Обновление», за которой, в свою очередь, стоит крупнейший в республике холдинг «Шериф». «Шерифу» принадлежат самая большая торговая сеть в ПМР, серьезные промышленные активы, медиаактивы, сеть автозаправок, масштабный спорткомплекс. На рекламных щитах В. Красносельского, кстати, есть пометка, что они изготовлены на спорткомплексе «Шериф». А большая часть его команды – это депутаты Верховного Совета от партии «Обновление», завоевавшей в конце 2015 г. более 75% парламентских мандатов.

Главными пунктами программы В.Красносельского являются создание 15 тысяч новых рабочих мест до конца 2020 г., трехлетний мораторий на увеличение налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса, двукратное снижение стоимости предпринимательских патентов, пятилетний запрет на повышение коммунальных тарифов для пенсионеров, 7-процентная ежегодная индексация пенсий и зарплат в бюджетной сфере. Также претендент выступает за принятие программы развития АПК, привлечение российских инвесторов и создание банка развития предпринимательства.

Е.Шевчук в ответ на это делает упор на развитии энергетических предприятий, которые в ПМР являются государственными, а также на продолжении социальных инвестиций в медицину и просвещение. В последние годы, как мы помним, в Приднестровье при помощи России было осуществлено несколько серьезных социальных проектов, построены новые школы, детсады и больницы.

Впрочем, не обходит действующий президент и тему занятости, обещая создать 10 тысяч рабочих мест в малом и среднем бизнесе, 5 тысяч – в промышленности и еще тысячу – в здравоохранении. При этом он, как и на парламентских выборах 2015 г., активно осуждает «стремление олигархата войти во власть».

В целом оба основных кандидата обладают сходными по силе организационными и медийными ресурсами. У каждого есть телеканал, ведущий информационную войну с оппонентом. Вопрос только в том, какому «телевизору» люди верят больше. Это и покажут выборы.

***

Мы подходим, пожалуй, к самому интересному – попытке дать прогноз, чем всё же окончится голосование 11 декабря. Понятно, что здесь очень зыбкая почва (учитывая к тому же, что в ПМР нет независимых социологических исследований), однако попробуем.

На наш взгляд, в день голосования стоит ожидать достаточно высокой явки избирателей. На президентских выборах в ПМР она всегда выше, чем на парламентских. В декабре 2011 г. активность в первом туре достигла почти 59%. Сейчас будет не меньше, если даже не больше.

В приднестровских избирательных бюллетенях есть графа «против всех». Анализ предыдущих кампаний показывает, что масштаб протестного электората в республике растет. Но при этом на президентских выборах люди голосуют «против всех» реже, чем на парламентских. На выборах Верховного Совета ПМР в 2010 г. эту графу выбрали 5,13% избирателей, а в 2015 г. – 6,53%. В первом туре президентских выборов 2011 г. против всех проголосовали 1,88%. Исходя из этого, сейчас эта цифра может составить около 2-2,5%. Учтем, что на прошлых выборах президента Приднестровья было сопоставимое число участников – 6.

Теперь можно перейти к кандидатам, условно разделив их на три группы. В первую включим А.Дели, В.Григорьева и И.Василакий. Полагаем, что они в сумме могут завоевать примерно 3-3,5%. Если, конечно, никто из них до дня голосования не сойдет с дистанции. Во вторую группу попадают лидер коммунистов О.Хоржан и экс-министр МВД Г.Кузьмичев. На них опять же в сумме может прийтись около 10-11% голосов избирателей. Тоже при условии, что не случится каких-либо неожиданностей.

Рейтинг В.Красносельского (в том числе, если иметь в виду количество голосов, полученное кандидатами от «Обновления» на парламентских выборах год назад) составляет, на наш взгляд, не менее 40-43%, а Е.Шевчука – около 23-25%. При этом есть «неизвестная переменная»: где-то 20% избирателей пока до конца не определились с выбором. За них и будет идти борьба в эти последние две недели. И здесь как Красносельский, так и Шевчук могут прибавить.

В целом исход президентских выборов в Приднестровье определят в первую очередь три крупные социальные группы – пенсионеры, бюджетники, а также работники, занятые в малом бизнесе. Тот, кто окажется более убедительным в их глазах, и займет кресло главы республики по итогам одного или двух туров.

Ритм Евразии. 26.11.2016

Читайте также: