От развала ЗСТ СНГ на постсоветском пространстве проиграют все
Юрий Павловец
Прошедшая в конце октября в Минске встреча глав правительств Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств в очередной раз подтвердила, что на постсоветском пространстве по-прежнему остается довольно большое количество проблем, от решения которых зависит будущее всего обширного региона. И если начавший свою работу в прошлом году ЕАЭС находится только в начале своего пути, то вопрос о необходимости совершенствования сотрудничества в рамках СНГ стоит на повестке дня уже не первое десятилетие.
Особое место в нем занимает проблема несовершенства Зоны свободной торговли (ЗСТ), эффективность работы которой вызывает серьезную обеспокоенность. Как показывает практика, за последние годы участниками Содружества не было принято никаких прорывных документов, которые бы могли открыть новую страницу в торгово-экономических отношениях в рамках объединения. И в то же время, если посмотреть на процесс развития ЕАЭС, то можно увидеть, что здесь он только набирает обороты. Например, 6 октября в силу вступило соглашение о свободной торговле с Вьетнамом, в результате чего Союз получил выход на рынок с населением около 90 миллионов человек, а на горизонте видны подобные соглашения с Израилем, Турцией, Ираном и Южной Кореей. В то же время ЗСТ СНГ, имеющая гораздо больший рынок и потенциал, чем ЕАЭС, по-прежнему буксует и не реализует на практике и половины своих возможностей.
Договор о ЗСТ государств-участников СНГ после многолетних переговоров был подписан только 18 октября 2011 года. Он предполагал упрощение правовых основ торгово-экономических отношений между странами, а также замену целого ряда многосторонних и более сотни двусторонних документов, регламентирующих до этого времени режим свободной торговли на пространстве Содружества. При этом, что немаловажно, свои подписи под документом тогда поставили главы правительств восьми государств, на долю которых приходится свыше 90% взаимной торговли стран СНГ – Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана и Украины. 31 мая 2013 года был также подписан протокол о применении договора между его сторонами и Республикой Узбекистан, которым предусматривается неприменение импортных пошлин во взаимной торговле между государствами-участниками договора и Узбекистаном.
Сам по себе договор о ЗСТ существенно сократил количество изъятий из режима свободной торговли в рамках СНГ, в первую очередь при импорте спирта, сахара и табачных изделий, а также обязал стороны не использовать технические, санитарные и фитосанитарные меры в качестве барьеров для торговли. Проще говоря, документ фактически отменил все существовавшие ранее нетарифные ограничения. Стороны, подписавшие договор, обязались предоставлять друг другу национальный режим в отношении внутренних налогов и сборов, законов и правил, относящихся к купле-продаже, перевозке, распределению, использованию, переработке товаров на внутринациональном рынке, а также провозгласили принцип свободы транзитных перевозок и устранение практики субсидирования экспорта.
Отдельно необходимо отметить то, что в договор была включена основанная на правилах ВТО норма, разрешающая временно применять ограничения в целях обеспечения своего внешнего финансового положения, предотвращения угрозы сокращения валютных резервов и равновесия платежного баланса. То есть стороны оставили за собой право защиты своих национальных интересов в случае особых обстоятельств, которые могут возникнуть как внутри ЗСТ, так и на ее внешних границах.
Как показало время, такие пункты оказались совершенно не лишними, особенно на фоне последних событий в российско-украинских отношениях. Стоит напомнить, что еще в сентябре 2014 года в силу вступило постановление № 959 правительства РФ, которое, по сути, стало началом отмены ЗСТ между Украиной и РФ, выводя за рамки режима свободной торговли почти двести кодов ТН ВЭД ЕАЭС или большую часть украинской продукции. 16 декабря прошлого года Владимир Путин после многочисленных предупреждений украинской стороне был вынужден подписать указ о приостановлении с 1 января 2016 года действия договора о зоне свободной торговли в отношении Украины «в связи с исключительными обстоятельствами, затрагивающими интересы и экономическую безопасность Российской Федерации и требующими принятия безотлагательных мер».
С этого времени часть украинской продовольственной продукции была запрещена для ввоза на территорию России, а к украинским товарам теперь должны применяться ставки ввозных пошлин в размере единого таможенного тарифа ЕАЭС согласно «режиму наибольшего благоприятствования» (до этого момента действовали «нулевые» ставки). В ответ Украина изъяла из режима свободной торговли все товары, импортируемые из России, а также запретила ввоз на свою таможенную территорию некоторые товары, местом происхождения которых является РФ. В итоге фактический разрыв связей с Россией, даже по данным украинских экспертов, привел к тому, что с 2014 года объемы только аграрного экспорта Украины в Россию сократились с почти 30% до 2%, а общий импорт из России в прошлом году уменьшился с 19,9% до 10,1%.
По мнению многих аналитиков, торговая война между Россией и Украиной начала процесс развала ЗСТ СНГ, так как нарушила основополагающие ее принципы. Более того, оказалось, что никто из нынешних партнеров России не решился поддержать российские санкции, хотя определенная опасность от нынешней экономической политики украинских властей есть для большинства стран СНГ. В первую очередь, это касается Белоруссии, на рынок которой через Украину вполне может хлынуть поток европейской продукции, что только спровоцирует ухудшение торгово-экономического развития страны. Такая невнятная позиция стран ЕАЭС еще больше внесла сумятицу в процесс развития ЗСТ СНГ, так как теперь стало совершенно непонятно, по каким принципам она существует и планирует развиваться дальше, а также заинтересованы ли в ней страны Содружества или нет.
О том, что ситуация сегодня крайне непростая, заявил и глава Белоруссии Александр Лукашенко, принимая 28 октября глав правительств – участников минской встречи. Он считает, что «дальнейшее движение по такому вектору существенно снижает экономический, да и политический потенциал СНГ». По его словам, «договор о ЗСТ является одним из ключевых элементов торгово-экономического сотрудничества внутри Содружества», но «в практической его реализации есть сложности, вызванные обострением отношений между двумя нашими ключевыми партнерами».
Такая особая заинтересованность белорусов в развитии свободной торговли в рамках СНГ неслучайна. Если обратиться к статистике, то оказывается, что за первое полугодие нынешнего года белорусский экспорт в ЕС сократился на 31,6%, в то время как со странами СНГ он увеличился. Из общего объема экспорта Белоруссии на долю России приходилось 43,2% (в первом полугодии 2015-го – 36,7%), стран СНГ (без учета РФ) – 15% (12,7%), стран ЕС – 29,2% (34,7%), остальных стран – 12,6% (15,9%). Вероятно, именно поэтому белорусский лидер и считает необходимым как можно скорее найти точки соприкосновения и вывести торгово-экономические отношения в рамках СНГ на новый уровень, который поможет его республике выкарабкаться из сложившейся сегодня кризисной ситуации. Более того, белорусы рассчитывают и на максимально быстрое решение вопроса о создании единого рынка государственных закупок и формирования основ рынка свободной торговли услугами. Это именно то, к чему, по официальной информации, сегодня готовы практически все страны СНГ за исключением, пожалуй, Украины.
О том, что члены Содружества готовы идти дальше, свидетельствуют и те документы, которые были приняты в Минске 27 октября. Так, были подписаны соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в горно-металлургической отрасли и в области карантина растений, утверждена концепция формирования и развития рынка интеллектуальной собственности государств-участников и план мероприятий по ее реализации, а также план мероприятий по реализации стратегии развития гидрометеорологической деятельности стран Содружества на 2016-2020 годы. Помимо этого, участники встречи поставили свои подписи под прогнозным документом по производству и потреблению энергоресурсов государств СНГ на период до 2030 года, соглашением о сотрудничестве в автомобилестроении, соглашением о партнерстве в области правового просвещения потребителей, решением о проведении международных сопоставлений на основе паритета покупательной способности валют в СНГ и рядом других документов. Как считают эксперты, все это свидетельствует о том, что СНГ все еще остается жизнеспособным объединением, а его будущее не столь пессимистично, как кажется многим.
Однако при всем этом необходимо отметить, что проблем в рамках СНГ и особенно ЗСТ все еще много, начиная с существующих в каждой из стран Содружества мер протекционизма и заканчивая несогласованностью национальных стратегий развития. Все это не только серьезным образом тормозит процесс совершенствования структуры самого объединения, но и периодически приводит к торговым войнам между странами. А ведь от того, насколько скоро будут сняты все нынешние барьеры, зависит дальнейшая судьба не только ЗСТ, но и всего комплекса торгово-экономического сотрудничества на постсоветском пространстве.
Поэтому нынешний этап многостороннего сотрудничества в рамках Содружества должен рассматриваться его участниками не просто как создание условий для безбарьерного движения товаров, а как базис для формирования в будущем реального экономического союза, по примеру ЕАЭС. При этом сторонам необходимо помнить, что многогранные внешнеэкономические связи нельзя подменять только внешней торговлей по принципу «купи-продай». Для того чтобы страны смогли получить долговременный стратегический эффект, необходимо ориентироваться на унификацию таможенной политики, более глубокую производственную кооперацию, создание единого платежно-финансового пространства, а также формирование общей экономической модели развития. Только в этом случае удастся полностью избавиться от существующих сегодня противоречий и избегать политизации экономических вопросов.
Ритм Евразии. 05.11.2016