Об экономическом росте либо хорошо, либо ничего

Ольга Соловьева

После ареста министра Алексея Улюкаева многие экономисты посчитали, что инвестиционный климат в РФ испорчен «глубоко и надолго». И улучшить его традиционными экономическими мерами уже невозможно. Однако чиновники и близкие к власти экономисты считают иначе – они готовы писать все новые и новые «дорожные карты» по поддержке бизнеса. А также рассказывать об идеальной российской макроэкономике. Вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов назвал единственной экономической проблемой России инфляцию. Которая, впрочем, вскоре также будет полностью побеждена.

В России сейчас нет проблем с макроэкономикой. С таким амбициозным заявлением выступил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов на конференции «100 шагов к благоприятному инвестклимату».

«У нас по макроэкономике никаких проблем нет... У нас реально с макроэкономикой нет проблем. У нас есть единственный параметр, по которому если мы отработаем, я считаю, наша макроэкономическая ситуация практически идеальная. Это инфляция», – заявил Шувалов, уточнив, правда, что задача по снижению инфляции до прогнозных 4% является болезненной для правительства. «Единой позиции по поводу того, насколько мы должны жестко добиваться показателей по инфляции, нет, но есть независимый от правительства регулятор, он обладает всеми полномочиями. Но она для правительства болезненна, нам бы, конечно, хотелось бы большей доступности кредитов, но ... мы здесь как-то друг к другу подстраиваемся», – сказал Шувалов.

В провластных структурах, ответственных за улучшение инвестклимата в РФ, сложностей также не замечают и рапортуют об успехах. В частности, как напоминает гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин, еще в 2011 году Россия занимала 120-е место в рейтинге Всемирного банка (ВБ, Doing Business) по ведению бизнеса. «В этом году мы переместились на 40-е», – заметил он вчера. Изменение условий по ведению бизнеса в России Никитин связывает в первую очередь с улучшением отдельных показателей. «Так, в три раза сократился срок регистрации предприятия, на 120 дней сократился средний срок подключения к электросетям, значительно сократились сроки выдачи разрешения на строительство», – рапортует глава АСИ. В свою очередь, помощник президента Андрей Белоусов предлагает создать систему контроля работы каждого региона по отслеживанию деловой активности и инвестиционного климата для предпринимателей, а в каждом регионе разработать «дорожную карту» по развитию субъектов малого и среднего бизнеса.

Получается, что главный целевой показатель властей, обозначенный президентом Владимиром Путиным в майских указах 2012 года, место РФ в рейтинге ВБ. И как будто бы с тех пор с экономикой РФ ничего не случилось. Как будто не было валютного и бюджетного кризиса, не было антироссийских санкций и драматического падения экспорта – и как будто представления об экономических вызовах не изменились за последние четыре года и мы все также находимся в благополучном 2012 году.

Говоря о доступности бизнеса в России, о формировании привлекательного инвестиционного климата, чиновники словно забывают о текущих макроэкономических реалиях – падении ВВП, бюджетном кризисе, высокой неопределенности и отсутствии инвестиционных перспектив. Но все это, по мысли властей, фактически ничего не значит, а ситуация в экономике все более «близка к идеальной». В рамках этой картины мира нам остается всего-ничего: чуть поджать инфляцию и еще чуть подняться в рейтинге Doing Business.

Но многие представители бизнеса уже протестуют против таких приоритетов. Рейтинг ВБ не должен быть самоцелью, считает президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. «Если мы делаем этот рейтинг для инвесторов, то мы должны им объяснить и наши ориентиры в будущем. То есть куда им имеет смысл вкладываться – в человека, в науку, в сырье или в инновационный бизнес», – рассуждает Катырин.

Вместе с тем локальные проблемы, беспокоящие бизнес, остались прежними. И, по мысли бизнес-сообществ, сегодня на первое место выходят уровень фискальной нагрузки и доступность кредитных средств. «Вы знаете, что формально у нас действует мораторий на повышение налоговой нагрузки. Тем не менее даже из проекта бюджета мы видим ползучий рост фискальной нагрузки», – обратил вчера внимание собравшихся президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. «Непонятно также, как будет меняться налоговая нагрузка после 2018 года, когда деятельность моратория формально закончится», – добавляет глава РСПП, уточняя, что стабильности не добавляют и продолжающиеся в правительстве дискуссии о возможном введении новых налогов.

То, что налоговая нагрузка скорее всего изменится в 2018 году, указывает и вице-премьер Шувалов. «Есть понимание, что надо подготовиться к новой налоговой совокупности, чтобы следующий политический цикл был стабилен», – указал он. В течение же следующего года, по версии чиновника, нужно готовиться к «острой дискуссии» по налоговой системе. «Мы должны пережить эту дискуссию. У нас есть 2017 год, чтобы до окончания работы весенней сессии Думы в 2018 году были приняты решения, а ответственность за эти решения разделило бы новое правительство», – говорит Шувалов. «Споры, которые возникают уже сейчас, будут очень остро звучать. Надо будет найти этот баланс: как поддержать предпринимательство и обеспечить все расходы», – резюмировал первый вице-премьер.

Примечательно, если в правительстве каких-либо проблем в макроэкономике РФ не замечают, то многие независимые экономисты с грустью констатируют, что «пациент скорее мертв». Так, как считает бывший первый зампред Центробанка Олег Вьюгин, в текущей ситуации экономический рост практически невозможен. Государство слишком нарушило баланс в экономике, допустило чрезмерный контроль как за капиталом, так и за активами. И все это сдерживает экономический рост. «В целом же экономическое процветание возможно только при наличии четких правил, в основе которых лежат защита прав экономических агентов и отсутствие системы «хищничества», – указывал экономист (см. «НГ» от 25.11.16).

«Куда кривая вынесет – это сегодня о нас. Советы властям стали бессмысленны. Власти самодостаточны. Они предоставлены собственной судьбе. Экономика – куда вынесет (цены на нефть, газ, курс доллара) и то, что самим не удастся испортить – по случайности или вдруг найдется какая-то умная голова», – заключает на своей странице в Facebook завотделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Яков Миркин.

Выхода из сложившейся ситуации фактически нет. И в первую очередь на это влияют низкий уровень доверия. «Что бы они (власти) ни делали – пусть они даже на стенах Кремля начнут биться мечами и кинжалами, и мы будем смотреть, как трупы министров и руководителей госкомпаний падают со стен, это уже ничего не изменит. Уровень недоверия критический. Людей, которые в России заработали деньги и хотели бы сюда инвестировать, сидят в наличных или вкладывают деньги в лондонскую недвижимость», – говорил в интервью Радио «Свобода» ведущий эксперт Центра Карнеги Андрей Мовчан. А еще 10 лет назад ситуация была другой. «Несмотря на все изъяны было ощущение, что ситуация будет улучшаться», – считает он.

Рассчитывать на рост иностранных инвестиций также не стоит. «Мировое сообщество сегодня убеждено, что инвестировать в РФ на два-три года бессмысленно. Инвестиции если и будут, будут долгосрочными», – обращает внимание председатель Boston Consulting Group Россия Владислав Бутенко, предлагая делать акцент на внутренние инвестиции.

Независимая газета. 30.11.2016

Читайте также: