Китайский аргумент: борьба за доступ к «Силе Сибири» продолжается
7 ноября, во время встречи премьер-министров России и КНР в Санкт-Петербурге, «Роснефть» может подписать соглашение о продаже 20% акций «Верхнечонскнефтегаз» китайской компании Beijing Enterprises Group. Она является крупнейшим поставщиком газа в Пекин.
«Верхнечонскнефтегаз», в свою очередь, разрабатывает одно из крупнейших в Восточной Сибири нефтегазоконденсатных месторождений — Верхнечонское. Как сообщает агентство ТАСС, о сделке сообщил источник в аппарате правительства России. По его словам, согласование документа о газовом сотрудничестве находится в завершающей стадии и по основным параметрам соглашения компании договорились после июньского визита президента России в Китай.
С одной стороны, приход компании на месторождение в Иркутской области даст новые инвестиции. С другой, как отмечают эксперты, может стать еще одним аргументом «Роснефти», чтобы добиться доступа к экспортному газопроводу «Сила Сибири», который строит «Газпром». К 2020 году «Роснефть» предложила поставлять в газопровод 16 млрд кубометров газа, однако в «Газпроме» заявили, что и своего достаточно. Тем не менее, «Роснефть» не оставила желания получить доступ к экспорту трубопроводного газа и год назад направила в Минэнерго письмо, в котором предложила с 2025 года выделить из «Газпрома» в отдельную компанию газотранспортные мощности и хранилища и либерализовать экспорт газа.
«Такова стратегия «Роснефти». Для компании это выгодно. Она не вкладывает средства в развитие инфраструктуры, но получит при этом более высокие доходы, чем при продаже газа на внутреннем рынке, — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. По мнению эксперта, для России как экспортера газа стратегия либерализации доступа к экспортным трубопроводам не несет ничего хорошего.
«В Китае рынок газа достаточно плановый, монополизированный, и кто бы ни входил в добывающие проекты в России, они все будут действовать в унисон. Если разрешат доступ к экспортному газопроводу независимым производителям, то они начнут ценовую конкуренцию и предложат своим партнерам более низкие цены. После этого и CNPC придет к „Газпрому“ и потребует более привлекательных цен. Таким образом, китайцы будут действовать до бесконечности, сбивая цены и снижая доходы российских компаний и бюджета», — говорит Алексей Гривач.
Сделка с китайской компанией хороша, если та будет развивать инфраструктуру Иркутской области, отмечает эксперт: «Если же компания будет раскачивать лодку, чтобы „Роснефть“ получила доступ к экспортному трубопроводу, то она пагубна. Компания будет иметь бонусы при покупке газа в Китае, а также получит доходы с его продажи как дольщик проекта».
«Газпрому» пока удается отбивать нападки конкурентов, отмечает Алексей Гривач. В Кремле осторожно относятся к вопросу доступа независимых производителей к экспортным газопроводам и предложениям о реорганизации холдинга. Похожую позицию сейчас занимают и в правительстве. Например, глава ФАС Игорь Артемьев заявил РИА «Новости», что никакого разделения в ближайшие годы не будет. «В условиях кризиса никто не будет рисковать серьезными преобразованиями», — отметил глава ФАС. При этом его заместитель Анатолий Голомзин заявил агентству РБК, что либерализацию экспорта трубопроводного газа можно предметно обсуждать после 2018 года, когда завершится либерализация внутреннего рынка газа. По мнению Анатолия Голомзина, право на экспорт в итоге могут получить все конкуренты «Газпрома», включая нефтяные компании, такие как ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», а не только «Роснефть».
EurAsis Daily. 03.11.2016