Киев пытается выпутаться из Минских соглашений
Татьяна Ивженко
Дата встречи глав МИД «нормандской четверки» до сих пор окончательно не определена, хотя должна состояться до конца ноября. Полтора месяца назад президенты Владимир Путин, Петр Порошенко, Франсуа Олланд и канцлер Ангела Меркель договорились до начала зимы согласовать «дорожную карту» выполнения Минских соглашений. С этим, как и прогнозировалось, возникли проблемы.
В своем варианте «дорожной карты» украинская сторона по-прежнему видит смысл и цель выполнения Минских соглашений в демонтаже независимой от Киева государственной системы, выстраиваемой ДНР и ЛНР. И в восстановлении затем довоенного порядка подчинения центру всей территории Донецкой и Луганской областей.
Полномочия региональной власти Киев готов расширить, но только после местных выборов, которые должны состояться после полного прекращения вооруженного конфликта, по украинскому законодательству, с участием украинских партий и без предварительной тотальной амнистии защитникам ДНР и ЛНР (что исключит их участие в таких выборах).
Республики, напротив, считают, что предписанный Минскими соглашениями путь урегулирования предполагает легализацию нынешнего положения и начало переговоров республик с Киевом о правилах сосуществования. Глава ДНР Александр Захарченко настаивает, что Минские соглашения предполагали перемены в системе государственного устройства Украины. В интервью, текст которого был на днях опубликован на официальном сайте главы ДНР, Захарченко подтвердил, что в Минских соглашениях нет упоминания ДНР и ЛНР, но отметил: «Там есть подписи – моя и Плотницкого (главы ЛНР Игоря Плотницкого. – «НГ»)… Для международных посредников – для России, Германии и Франции, как и для всего международного сообщества, мы представляли свои республики как избранные лидеры. Иначе наша подпись никого бы не удовлетворила… Да, в комплексе мер нет ни слова о республиках, но там нет ни слова и о том, какая будет Украина. То есть в этом документе нет четкого определения будущего. Фактически этот документ обеспечивал «перемирие» и создавал возможность для политического урегулирования».
Украинская власть считает, что идею перевыборов продвигает Россия – руками ДНР, ЛНР, а также некоторых украинских политических сил. Президент Петр Порошенко в обращении к народу по случаю третьей годовщины начала событий на майдане сказал: «Целью Кремля является постоянная внутренняя дестабилизация, анархия, атаманщина. Досрочные выборы в Украине и усиление позиций пророссийских сил в новом парламенте. А дальше – ревизия европейского курса. А еще потом – полная смена внешнеполитического вектора государства. В финале – возвращение Украины в имперское стойло». По мнению Киева, ситуация в Донбассе – это только инструмент, с помощью которого Россия реализует такую политику.
Депутат Верховной рады Андрей Билецкий (экс-командир добровольческого полка «Азов») в интервью изданию «Апостроф» признал, что в тексте Минска-2 пункты изложены в невыгодном для Украины порядке. Напомним, документ предусматривает параллельное решение вопросов, связанных с безопасностью, и политических вопросов. В частности, после прекращения огня и отвода войск Киев обязался провести конституционную реформу (о децентрализации власти), а пункт об обмене пленными по принципу «всех на всех» следует за пунктом об амнистии. Сказано, что текст закона о местных выборах в Донбассе следует согласовать (в ДНР и ЛНР считают, что Киев должен договариваться об этом напрямую с республиками). Возвращение контроля над границей с РФ значится последним пунктом. Предлагая утвердить свой вариант «дорожной карты», украинская сторона стремится не только уточнить сроки и ответственных за выполнение каждого пункта, но и изменить порядок выполнения соглашений.
Но российская сторона не видит в этом смысла. В начале ноября глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая на «Потсдамских встречах», заявил, что Россия заинтересована в разрешении конфликта на востоке Украины, а обвинения Киева в том, что Россия затягивает процесс урегулирования, министр назвал «попыткой свалить проблему с больной головы на здоровую».
Глава МИД Украины Павел Климкин в интервью телеканалу «Интер» сказал: «Минские договоренности – это обязательства, в том числе политические обязательства со стороны России… Мы должны заставить Россию выполнять хотя бы фундаментальные шаги. Альтернативой «Минску» является замораживание конфликта и дальнейшая дестабилизация Россией ситуации в Украине». В этом смысле, по словам Климкина, наступает опасное время, связанное с передачей власти от одного президента к другому в США: «У России есть возможность использовать это переходное время для дальнейшей дестабилизации ситуации (в Украине. – «НГ»)».
Несколькими днями ранее Климкин намекнул, что стороны не могут найти компромисс в подготовке проекта «дорожной карты». Встреча глав МИД «нормандской четверки», которым главы государств поручили до конца ноября согласовать «дорожную карту», предварительно планировалась на 29–30 число. Но состоится ли она – неизвестно. «Мы проводим консультации с нашими немецкими и французскими друзьями и партнерами. Пока у нас с Россией нет общего видения этой «дорожной карты», – сказал украинский министр. Он уточнил, что «Россия возражает против акцента на вопросах безопасности, который нужен, чтобы создать минимально возможные условия для продвижения дальнейшего политического урегулирования».
Депутат Андрей Билецкий в упомянутом интервью отметил, что проблема кроется в тексте Минских соглашений: «Власть загнала себя в фантастически патовую ситуацию… С одной стороны, страна никогда не позволит им подписать подобную капитуляцию. Ни президенту, ни парламенту украинский народ не разрешал отрезать огромный кусок территории и фактически узаконить террористические группировки… С другой стороны, становится понятно, что президент пообещал западным партнерам именно такой сценарий и именно такой порядок выполнения Минских договоренностей. То есть менять Конституцию, проводить выборы, потом осуществлять допуск ОБСЕ, а затем допустить украинскую сторону к контролю над границей. Непонятно в каком статусе. Просто допуск – не прописан ни один механизм».
Попытка уточнить и конкретизировать пункты Минских соглашений, похоже, может провалиться. Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник перечислил изданию «Слово и Дело» проблемные вопросы: «Выборы, особый статус Донбасса, амнистия, изменения в Конституцию Украины – все это является ключевым для РФ. Украина ставит на первое место вопрос безопасности. Как это можно совместить и достичь компромисса (да так, чтобы не навредить еще больше), остается под вопросом». Мельник считает, что окончательный вариант «дорожной карты» зависит от позиции европейских посредников, которые, как ранее говорилось, согласовывают свою линию с американским руководством. Вчера украинские СМИ истолковали как обнадеживающий сигнал сообщение пресс-службы Белого дома о содержании короткого разговора между президентами Бараком Обамой и Владимиром Путиным. «Я призвал его инструктировать своих переговорщиков поработать и с нами, и с Францией, с Германией и Украиной, посмотреть, может ли это быть сделано (выполнены Минские соглашения. – «НГ») до того, как закончится мой срок», – перевели украинские информагентства слова Обамы на пресс-конференции в Лиме в воскресенье.
При этом ни в Киеве, ни в Донбассе не верят в то, что ситуация будет урегулирована за два-три месяца. Бывший руководитель украинской делегации на переговорах в Минске Роман Безсмертный считает, что «дорожной карты» не будет и до весны. Он сказал местным СМИ: «Приход новой администрации в Вашингтоне требует от Украины не позже марта предложить свое видение нормандского и минского процессов – с прицелом на то, что в Париже и в Берлине возможны перемены (после выборов. – «НГ»). Гарантировать лояльность к Украине новых лидеров Франции и Германии невозможно. А это значит, что Украина должна предложить такие инициативы, которые сделают администрацию Трампа нашими союзниками».
Пока ситуация остается в подвешенном состоянии. Количество обстрелов в Донбассе в начале этой недели резко сократилось: с прежних 50 ударов в сутки до 15. Военные эксперты называют затишье тревожным, указывая на то, что на днях комитет Парламентской ассамблеи НАТО по гражданскому измерению безопасности признал факт российской агрессии против Украины и назвал его «главным фактором дестабилизации ситуации в мире». «Отступать им некуда, ждать смысла нет – могут начать наступление, пока Трампу, Меркель и Олланд не до наших проблем», – сказал «НГ» один из украинских военных экспертов.
Независимая газета. 22.11.2016