Сокращение среднего класса мешает Набиуллиной управлять инфляцией

Ольга Соловьева

Эльвире Набиуллиной снова мешают контролировать инфляцию, сообщили иностранные агентства. На этот раз главными виновниками оказались падение розничной торговли и сокращение численности среднего класса в России. Между тем год назад именно ЦБ настаивал на сокращении реальных доходов населения из-за опасности «раскручивания инфляционной спирали». Теперь же в ЦБ увидели, как в замороженной его усилиями экономике все меньше тех, кто реагирует на политику манипулирования кредитными ставками.

Российский ЦБ озабочен потерей контроля над инфляцией, сообщает агентство Bloomberg. Причина тревоги ЦБ – готовые к публикации данные о падении розничной торговли, сокращении доходов населения и, следовательно, о вымывании среднего класса в России.

«Оборот розничной торговли сокращается 21 месяц подряд. А реальные располагаемые доходы населения сократились за год на 7%», – напоминает Bloomberg и уточняет: в российском ЦБ встревожены углублением неравенства, которое, в свою очередь, «ослабляет гибкость цен при спросе и усложняет задачу контроля над инфляцией». «Средний класс наиболее остро реагирует на изменения процентных ставок и потребительских цен, что, в свою очередь, побуждает производителей подстраиваться под их спрос», – пишет Bloomberg со ссылкой на позицию ЦБ. Другими словами, в Центробанке признают, что именно средний класс был бы наиболее чувствителен к нынешней денежно-кредитной политике, но именно его и становится все меньше.

На россиян как с низкими, так и с высокими доходами политика ЦБ фактически не оказывает заметного влияния. «Менее состоятельные семьи, как правило, без сбережений и доступа к кредитам тратят деньги в первую очередь на предметы первой необходимости и тяжело реагируют на изменения процентных ставок. А семьи с большим доходом, наоборот, безразличны к изменениям, потому что тратят слишком маленькую долю своих доходов на главные товары», – объясняют в ведомстве Набиуллиной.

Но осознают ли в ЦБ, что именно его жесткая денежная политика и привела к «люмпенизации» экономики, в которой полунищее население уже не чувствительно к фокусам с кредитными ставками?

Публичное заявление о потере контроля над инфляцией можно понять как предупреждение о невозможности выполнения собственного «таргета по инфляции» в 4%. По крайней мере именно на такую мысль наводит публикация Bloomberg. «Сокращение численности среднего класса мешает контролировать инфляцию из-за возросших рисков, связанных с фискальной политикой», – приводит агентство слова старшего экономиста «Ренессанс Капитал» Олега Кузьмина.

И очевидно, у опасений ЦБ есть основания. Например, ранее аналитики Sberbank CIB констатировали заметное снижение численности среднего класса. Согласно их расчетам, с начала экономического спада в третьем квартале 2014 года до настоящего времени доля граждан страны, которые причисляют себя к среднему классу, сократилась с 61 до 51% – на 14 млн человек. При этом основным фактором «понижения в классе» стал опережающий рост затрат в сравнении с доходами, указывают экономисты.

Обнародованная вчера статистика за сентябрь, как и ожидалось, также не дала особых поводов для оптимизма. В сентябре реальные доходы граждан сократились на 2,8% по отношению к сентябрю 2015 года. Продолжил снижение и оборот розничной торговли. Так, за первые девять месяцев текущего года розница сократилась на 5,4%.

В то же время опасения ЦБ по сокращению численности среднего класса и растущего в стране неравенства как фактора потери контроля регулятора над инфляцией выглядят парадоксально. Ведь именно ведомство Эльвиры Набиуллиной и лоббировало политику сокращения доходов граждан. «Если индексация выплат, заработных плат будет в меру инфляции, то это может создать риски раскручивания инфляционной спирали. Реальные зарплаты от этого не выиграют, потому что может быть достаточно большая инфляция», – говорила еще в прошлом году глава ЦБ, уточняя, что регулятор будет добиваться снижения инфляции, ужесточая свою политику (см. «НГ» от 14.09.15).

Получается, что ЦБ беспокоит и угроза неравенства с падением доли среднего класса, и возможность роста заработных плат россиян. Можно, конечно, предположить, что СМИ не совсем корректно передали рассуждения экспертов из ЦБ и таким иносказательным образом в регуляторе попытались обратить внимание на отсутствие снижения цен в магазинах. Хотя прямо подобная мысль и не высказывается.

Опрошенные «НГ» экономисты также удивлены озвученному в СМИ постулату. «Фактически ведь в Центробанке должны быть рады сокращению среднего класса. Ведь таким образом снижается покупательная способность, а значит, ЦБ легче идти к таргету по инфляции, проще контролировать рост цен», – говорит директор Института экономики РАН Руслан Гринберг.

Вполне возможно, что подобным заявлением ЦБ начинает осторожно готовить власти и общественность к тому, что целевой показатель в 4% так и не будет достигнут, не исключает гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии Степан Сулакшин. «Используя лишь монетарные методы без реструктуризации существующей экономической модели регулятору при стагнирующей экономике и растущем дефиците бюджета будет очень непросто удержать инфляцию в пределах 4% в 2017 году», – соглашается директор Центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов.

Вместе с тем, обращает внимание завкафедрой Российского экономического университета им. Плеханова Константин Ордов, неспособность ЦБ контролировать инфляцию и обеспечивать целевые показатели была очевидна еще до перехода к инфляционному таргетированию. «Например, в последние годы более половины вклада в инфляционные процессы были связаны с девальвацией рубля, а ЦБ заявлял о переходе к свободному курсообразованию. Получается, что самый главный инфляционный фактор ЦБ фактически контролировать отказывался», – полагает эксперт.

«Центробанк, как любой госинститут, имеет хорошо подготовленную публичную позицию и аргументацию. Но политика в публичной сфере никогда не бьет в одну цель, она имеет сразу несколько направлений», – рассуждает завкафедрой Академии народного хозяйства и госслужбы Константин Корищенко, полагая, что в данном случае позиция ЦБ как обосновывает возможность более жестких мер, так и объясняет сложности в достижении целевого уровня инфляции. В таком случае получается, что как возможный рост доходов населения, так и его снижение дает ЦБ формальный повод для ужесточения денежно-кредитной политики.

Независимая газета. 20.10.2016

Читайте также: