Россия может усилить позиции в Узбекистане

Виктория Панфилова

В Узбекистане будет создана очередная, четвертая свободная экономическая зона (СЭЗ). С такой инициативой выступил накануне и.о. президента Узбекистана Шавкат Мирзиеев во время посещения Самаркандской области. Новая зона, вероятно, будет ориентирована на внутренний рынок, что не исключает участия в ней иностранных инвесторов, в том числе российских.

Вынужденная смена власти в Узбекистане происходит на фоне затянувшегося экономического кризиса. Падение цен на основные экспортные ресурсные товары – углеводороды и редкоземельные металлы – в 2015 году, сокращение внешнего спроса на машиностроительную продукцию, а также сокращение доходов трудовых мигрантов. Как ранее писала «НГ» (см. номер от 05.10.16), Мирзиеев, выступая в парламенте в начале сентября, признал, что страна нуждается в реформах. Он назвал шесть приоритетных задач, важнейшая из которых – сохранение темпов экономического роста с опорой на собственные силы.

В ходе рабочей поездки в Самарканд и.о. главы государства Мирзиеев предложил создать новую СЭЗ в Ургутском районе на площади в 42 га, где уже действуют 40 промышленных предприятий, в том числе 19 совместных, и работает около 1200 человек. Придание статуса СЭЗ району позволит ввести льготы в таможенный, арендный, валютный, трудовой и прочие законы, что создаст условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. Напомним, в республике сегодня действуют три экономические зоны, предлагающие инвесторам льготы и особые возможности для ведения бизнеса. Это свободная индустриально-экономическая зона «Навои» в Навоийской области, созданная в 2008 году, специальная индустриальная зона «Ангрен» в Ташкентской области, образованная в 2012 году, и специальная индустриальная зона «Джизак» с филиалом в Сырдарьинском районе одноименной области, созданная в 2013 году.

По сообщению телеканала «Узбекистан», в 2015 году находящиеся в Ургутском районе предприятия выпустили более двух десятков видов промышленной продукции примерно на 50 млрд долл., а экспорт превысил 10 млн долл. В промышленной зоне производятся ковры и ковровые изделия, синтетическое волокно, электродуховки, газовые плиты, одноразовая пластиковая посуда, полимерный клей и другая продукция. В 2017 году в районе планируется реализовать еще 78 проектов по выпуску промышленной продукции и создать примерно 3400 рабочих мест.

В тот же день Мирзиеев распорядился отменить с 1 января 2017 года все виды внеплановых проверок предпринимателей, которые мешали развитию малого и среднего бизнеса. Соответствующий указ в целях ускоренного развития предпринимательской деятельности, защиты частной собственности и качественного улучшения делового климата подписал 5 октября и.о. президента Шавкат Мирзиеев.

Нововведения рассчитаны на привлечение в республику и иностранных инвесторов. Узбекистан традиционно сотрудничает с Россией. «Это достаточно стабильная ниша. В Узбекистане действуют около 900 совместных предприятий, а в РФ создано свыше 500 предприятий с узбекским капиталом. Российские инвестиции на конец 2015 года превысили 6 млрд долл. Основные средства приходятся на добывающие отрасли», – сказала «НГ» заведующая сектором экономического развития постсоветских стран Института экономики РАН Елена Кузьмина. По ее мнению, в республике все еще достаточно сложный климат для инвесторов. Но за последние два года правительство Узбекистана снизило налоговую нагрузку на бизнес и налогообложение физических лиц: для предприятий сферы малого бизнеса и фермерских хозяйств ставка единого социального платежа снизилась с 25 до 15%. Количество форм статистической отчетности предпринимателей снижено на 12,8%, упрощен порядок проверок бизнеса. Центральный банк снизил ставку рефинансирования с 10% до 9% годовых. «Это должно способствовать притоку иностранного капитала в национальную экономику и созданию новых совместных производств. Нововведения позволили Узбекистану подняться на восемь строчек в рейтинге «Ведение бизнеса» в 2016 году – на 87-е место. Это дает стране возможность наращивать сотрудничество с Россией и другими партнерами», – отметила Кузьмина.

По ее словам, есть ряд инвестиционных проектов и в других областях, но они чаще всего единовременные. Например, ГК «Силовые машины» в 2012 году модернизировала Чарвакскую ГЭС с общим финансированием 56,5 млн долл. Группа предприятий «Западно-Уральский машиностроительный концерн» реализует в Узбекистане ряд проектов в химической, угольной и горнодобывающей отраслях промышленности общей стоимостью около 180 млн долл. ЗАО «ГК «Электрощит-ТМ «Самара» и АО «Самарская кабельная компания» переоснащают и модернизируют производства СП АО «Узэлектроаппарат-Электрощит» и «Андижанкабель». Уже вложено 3,5 млн долл. прямых инвестиций. Эксперт считает, что, исходя из условий ведения бизнеса в Узбекистане, российские компании могли бы участвовать в проектах в нефтехимической, химической промышленности, электроэнергетике, машиностроении, электротехнической и фармацевтической отраслях. Определенные перспективы есть и во взаимодействии в переработке сельхозпродукции, в первую очередь фруктов и овощей.

«Поскольку Узбекистан интенсивно развивает машиностроительную и текстильную отрасли, автомобилестроение и химическую промышленность, то Россия может несколько расширить свои возможности при условии, что достаточно эффективно будет работать российский бизнес. На руку может играть и то, что Узбекистан стремится улучшить свой бизнес-климат. Словом, потенциал для роста есть», – считает Елена Кузьмина.

Впрочем, Ташкент не ограничивает себя сотрудничеством с одним или двумя крупнейшими государствами во внешней политике и, частично, в инвестициях. Россия уступила лидерство Китаю. В последние несколько лет китайское экономическое присутствие заметно увеличилось в Узбекистане. Есть программа развития, которая проинвестирована Китаем. Это в первую очередь касается всего, что связано со скоростными железными дорогами.

Третье место, причем уже не первый год, занимает Казахстан – ближайший сосед, и географический, и торговый. Достаточно эффективна на узбекском рынке Турция. В списке лидеров Япония и Южная Корея, а также и некоторые европейские страны.

Независимая газета. 07.10.2016

Читайте также: