Экономические трудности не повлияют на отношения КНР и ЕАЭС
Бэй Вэньли
Несмотря на замедление темпов экономического роста, Китай остаётся одним из ключевых игроков на Евразийском континенте и важным торговым партнёром стран ЕАЭС. 28-30 сентября с государственным визитом КНР посетил белорусский лидер Александр Лукашенко.
Как Китай воспринимает экономические трудности в Евразийском союзе, чем готов помогать и делиться с Беларусью и будет ли инвестировать в индустриальный парк Великий камень? Об этом «Евразия.Эксперт» рассказал Бэй Вэньли, заместитель директора Центра изучения России Восточно-китайского педагогического университета (ВКПУ) в Шанхае. Бэй Вэньли является экспертом Валдайского клуба, а его Центр вошел в число ведущих исследовательских структур гуманитарных и социальных наук при Министерстве образования КНР.
- Господин Бэй Вэньли, как сегодня воспринимается Евразийский экономический союз из Китая?
- ЕАЭС заработал в 2015 г. Заработал в не очень добрый час – во время проблем с экономикой. Как ЕАЭС будет развиваться, и какую роль он будет играть в экономической жизни региона, в значительной степени зависит от трёх факторов. Во-первых, как будет развиваться в экономическом плане Россия. Во-вторых, как будут выстраиваться взаимоотношения между членами этой организаций. В-третьих, как будут выстраиваться отношения организации с внешними акторами.
Мы заинтересованы в сотрудничестве между Китаем и Евразийским экономическим союзом. У нас есть общие интересы в экономической сфере. У нас общие задачи. Сейчас часто употребляется слово «сопряжение» в отношении Китая, который выдвинул концепцию «Один пояс и один путь» (Экономический пояс Шелкового пути - «ЕЭ»). Думаю, Китай и ЕАЭС могут и должны многое сделать вместе для развития сотрудничества.
- Активно развиваются контакты Китая с Казахстаном, Беларусью, Россией, обсуждаются различные проекты. Не складывается ли у Вас впечатление, что Пекину легче и удобнее выстраивать исключительно двусторонние отношения с партнёрами на континенте, нежели воспринимать ЕАЭС в целом как партнера по переговорам?
- Да, у нас очень плотные дружеские отношения существуют между нашими странами – отношения Китая с Россией, Беларусью, Казахстаном. А ЕАЭС – очень хорошая платформа для развёртывания имеющего сотрудничества.
- Вы упомянули кризис. К примеру, российская таможенная статистика прошлом году показала, что товарооборот с КНР упал на 28,6%. Насколько сильно экономические сложности влияют на восприятие Пекином ЕАЭС как интеграционного проекта и делового партнёра?
- Я хоть и не экономист, но оптимист во многих отношениях. В том числе – в отношении наших стран. Если говорить о проблемах в экономике, то такое явление наблюдается во многих странах. Конечно, сложившаяся ситуация сказывается на сотрудничестве в экономической сфере. Полагаю, обе стороны готовы приложить усилия для того, чтобы преодолеть трудности. Если будем смотреть статистику, то увидим, что, безусловно, бывают подъёмы и спады.
Однако если обе стороны готовы к активному развитию сотрудничества, мы сможем справиться с временными сложностями и идти вперед. Ведь даже в личной жизни бывают и продолжительные подъемы, и нежелательные падения. Но самое важное для нас – общая тенденция.
Наши страны – Китай, Россия, ЕАЭС в целом – что мы хотим? Хорошего, активного, плодотворного сотрудничества. Поэтому, полагаю, это временное экономическое явление (кризиса - «ЕЭ») не может оказать влияния на развитие отношений между нашими странами.
- Президент Беларуси Александр Лукашенко завершил государственный визит в Китай. В чём важность встречи китайского и белорусского лидеров?
- Между Китаем и Беларусью благополучно развиваются дружеские отношения. Плодотворно развивается сотрудничество во многих областях. Текущий визит президента Республики Беларусь – важное событие. Оно даст ещё один толчок к укреплению и развитию отношений между Китаем и Беларусью. И Китай, и Беларусь проявляют очень большую активность во взаимодействии между нашими странами.
Несколько лет назад в Беларуси заработал белорусско-китайский индустриальный парк Великий Камень. Парк покрывает большую территорию. Белорусские коллеги готовы использовать парк как платформу для сотрудничества. Они ждут инвестиций с китайской стороны. Беларусь – очень активная страна в сопряжении и реализации концепции «Один пояс и один путь».
Руководитель Республики Беларусь не раз подчёркивал, что страна готова в этом деле участвовать, играть в концепции свою роль – с учётом того, что именно Беларусь расположена в центре Европы. В этом плане визит продвинет всестороннее сотрудничество вперёд. В том числе – гуманитарное. Китай и Беларусь придают большое значение этой сфере.
- Как Вы оцениваете оборонное сотрудничество КНР и Беларуси? В прошлом году на китайском полигоне прошла испытание белорусская РСЗО «Полонез». По информации экспертов и прессы, в создании комплекса могли применяться китайские технологии.
- Когда мы говорим про всестороннее сотрудничество, мы подразумеваем и военную сферу. Мы знаем, что по некоторым показателям Беларусь сильная страна в военном деле.
Конкретными сведениями по «Полонезу» не располагаю, но могу сказать, что обычно со своей стороны мы предоставляем советы, помощь. Если у нас есть что-то, и белорусским коллегам это нужно, мы стараемся это передавать. И наоборот – если у белорусских коллег есть что-то, что нужно нам.
Это распространяется не только на военную сферу, но и на другие тоже.
- О каких сферах идет речь?
Например, по той же схеме проходит студенческий обмен. Немало китайских студентов выезжают на обучение за границу.
Едут китайские студенты и в Беларусь, потому что там сохранилась советская школа образования, в хорошем смысле этого слова. Высокий уровень преподавания, очень серьёзные преподаватели, сравнительно небольшая стоимость обучения на фоне европейских стран, безопасность.
Беларусь готова предоставлять свои образовательные ресурсы китайской молодежи, чем она и пользуется. Друзья должны именно так относиться друг к другу: помогать, делиться. Поэтому отношения с Беларусью очень хорошие.
- Вы наверняка общаетесь с бизнесом, знаете деловой климат. Может ли Китайско-белорусский индустриальный парк в Беларуси, который сегодня строится, заинтересовать китайских бизнесменов? Каким Вы видите его будущее?
- Пару лет назад я присутствовал на мероприятии, организованном Ассоциацией китайских выпускников советских вузов. Есть у нас такая организация; сейчас в ней уже не только те, кто учился в СССР, но и те, кто учился в вузах стран СНГ.
Мероприятие было посвящено именно обсуждению реализации концепции «Один пояс и один путь». Генеральный консул Республики Беларусь в Шанхае делал доклад. Он рассказывал как раз о парке Великий Камень. Там же присутствовали представители китайских предприятий. Они проявляли большой интерес, задавали множество вопросов, подробно и профессионально расспрашивали, к кому обращаться, какие льготы действуют в индустриальном парке, условия и т.д.
К слову, наш университет сотрудничает с Белорусским государственным экономическим университетом: наши студенты с факультета русского языка отправляются туда на обучение. Помимо русского языка они изучают не просто экономику, а белорусское экономическое законодательство.
После защиты диплома у нас студенты по желанию могут вернуться в Беларусь и продолжить там обучение в магистратуре. Таким образом, мы готовим специалистов, которые будут востребованы в реализации концепции «Один пояс и один путь».
Если вернуться к индустриальному парку, не только в Шанхае, но и по всему Китаю находятся бизнесмены, которые готовы работать в Беларуси. Они очень хорошо знают, что надо попробовать то, что другие ещё не успели. Многие рынки уже заняты, а Беларусь – пока ещё не настолько занятый рынок. Поэтому китайские предприниматели готовы занять своё место в развитии торговли.
Тем более, что при разработке льготных условий (для инвесторов - «ЕЭ»), белорусы, в том числе, ориентировались и на наш опыт и заимствовали его, соединяя со своими условиями. Генконсул Беларуси рассказывал о том, что белорусские специалисты посещали свободную экономическую зону в Шанхае и в расположенном недалеко от Шанхая городе Сучжоу.
- Китайский бизнес не смутит, что белорусский рынок относительно небольшой?
- По сравнению с Китаем размер белорусского рынка, конечно, маленький. Но, как у нас говорят, море огромное именно потому, что оно никогда не отказывается ни от одной речки, которая его питает, пусть даже маленькой. Мы так в повседневной жизни поступаем, и наши бизнесмены так мыслят. Они знают, что всё относительно.
Это сейчас мы вторая экономика в мире после США, но было время, когда мы не занимали столь солидное место. Мы всегда это помним. Поэтому большинство китайских бизнесменов – это море. Они не откажутся от сотрудничества с Беларусью. К тому же, когда проект только начинается, в нем много чего не хватает. Но, с другой стороны, там и шансов много, и возможностей. Там большое пространство для реализации потенциала сотрудничества.
Беседовал Александр Шамшиев
Евразия.Эксперт. 03.10.2016