Заморозка в Алжире оттянет девальвацию
Михаил Сергеев
Заморозка добычи нефти странами ОПЕК ради поддержания цен в интервале 50–60 долл. за баррель может стать реальностью. Иран и Саудовская Аравия демонстрируют готовность к компромиссам в интересах стабилизации нефтяного рынка. Новый министр энергетики Алжира, который назвал 50 долл. за баррель неприемлемо низкой ценой, в конце этой недели проведет в Москве переговоры с главой Минэнерго РФ Александром Новаком для предварительного согласования уровней добычи нефти.
«По мнению членов Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), цена должна находиться в диапазоне между 50 и 60 долл. за баррель. А 50 долл. за каждый баррель – это неприемлемо», – заявил министр энергетики Алжира Нуреддин Бутерфа во время визита в Тегеран.
Алжирский министр сообщил, что в ходе переговоров с иранским коллегой Бижаном Намдаром Зангане обсуждалась ситуация на мировом рынке нефти, а также тема координации усилий членов ОПЕК в целях достижения желаемых цен. «Мы продолжим обсуждение данной темы на предстоящей в Алжире неформальной встрече ОПЕК», – сказал Бутерфа, которого цитирует агентство ИРНА.
Перед этим алжирский министр посетит Москву для переговоров с главой Минэнерго Александром Новаком. А накануне саммита «большой двадцатки» президент Владимир Путин прямо назвал заморозку добычи «правильным решением». Он напомнил, что соглашение о стабилизации добычи не состоялось до сих пор из-за разногласий в связи с наращиванием добычи Ираном, который старается выйти на уровень, существовавший до введения антииранских санкций.
«Спор шел о том, что если замораживать добычу, то это должны сделать все, в том числе и Иран. Но ведь мы понимаем, что Иран начинает с очень низкой позиции, связанной с известными санкциями в отношении этой страны, а было бы несправедливо оставлять его на этом санкционном уровне. Думаю, что на самом деле с точки зрения экономической целесообразности и логики было бы правильно найти какой-то компромисс, уверен, что все это понимают. Вопрос лежит не в экономической, а в политической плоскости. Мне очень хотелось бы надеяться, что все участники этого рынка, заинтересованные в сохранении стабильной и справедливой мировой цены на энергоносители, все-таки в конце концов примут необходимое решение», – сообщил Путин.
Ранее Тегеран подтверждал, что готов поддержать любые инициативы, направленные на стабилизацию рынка нефти. Об этом заявил министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане. Вместе с тем он отметил, что «Иран не имеет никакого отношения к дестабилизации нефтяного рынка, ответственность за нее несут другие страны, которые и должны принимать меры по нормализации ситуации».
Министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр сказал в прошлый четверг, что для королевства будет разумным прийти к согласию с другими нефтепроизводителями об изменениях объема добычи. По его словам, ОПЕК и не входящие в организацию производители делают все больше шагов к совместным усилиям, передает Reuters.
Средняя цена нефти марки Urals по итогам января–августа 2016 года составила 39,36 долл. за баррель, сообщил российский Минфин. Если же экспортеры нефти будут удерживать цены в интервале 50–60 долл., то многие в России вздохнут с облегчением. Бюджетный кризис в РФ несколько ослабнет, а очередная девальвация рубля будет отложена.
«Ожидать же сильного укрепления рубля в случае подорожания нефти на 30–40% все же не приходится. Против укрепления рубля по-прежнему будут действовать важные факторы: тяжелое состояние экономики РФ, вероятное увеличение ставки со стороны Федеральной резервной системы», – говорит директор Института стратегического анализа компании ФБК экономист Игорь Николаев. При этом он напоминает, что сегодня рубль удерживается от падения такими искусственными мерами, как повышение нормативов резервирования по валютным счетам физических и юридических лиц. Однако этот инструмент нельзя использовать бесконечно, и рано или поздно уровень резервирования придется фиксировать или даже снижать, что неизбежно спровоцирует ослабление рубля.
Независимая газета. 05.09.2016