Приднестровское дежавю

Андрей Девятков

7 сентября глава Приднестровья Евгений Шевчук издал указ «О реализации итогов республиканского референдума, состоявшегося 17 сентября 2006 года». Данный документ предписывает «определить основополагающим направлением внутренней политики Приднестровской Молдавской Республики приведение правовой системы Приднестровья в соответствие с федеральным законодательством Российской Федерации».

Как в Приднестровье, так и в Молдове сейчас накаляются нешуточные страсти в связи с предстоящими на обоих берегах президентскими выборами. В свою очередь, мир до сих пор не отошел от «эффекта Крыма». Вследствие этих двух обстоятельств реакция на указ Шевчука была острой: инициативу прокомментировали многие «говорящие головы» в Кишиневе и Бухаресте, а новость о ней разошлась по российским и мировым СМИ.

Инициатива о гармонизации или приведении в соответствие приднестровского законодательства с российским выдвигается главой Приднестровья уже не впервые. Так, в декабре 2013 года Евгений Шевчук внес на рассмотрение приднестровского парламента проект конституционного закона, предполагавшего, что «правовую систему Приднестровской Молдавской Республики образуют федеральное законодательство Российской Федерации, законодательство Приднестровской Молдавской Республики и общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры». Верховный Совет Приднестровья даже одобрил законопроект в первом чтении, но позднее обратился в Государственную Думу РФ для консультаций. Там порекомендовали доработать законопроект и внести на рассмотрение новый вариант. После этого вопрос больше не поднимался.

В 2013 году мотивация приднестровских властей сводилась, скорее всего, к привлечению внимания России к вопросу о судьбе Приднестровья в связи с подписанием Молдовой соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Увязка с соглашением об ассоциации Молдовы с ЕС делалась и в пояснительной записке к законопроекту. Так как рынки Евросоюза, Молдовы и Украины являются жизненно важными для Приднестровья (только в ЕС регион поставляет в среднем треть от общего объема своего экспорта), то неприсоединение к углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли грозило привести к огромным потерям для приднестровской экономики, возместить которые было неоткуда. Но Россия не пошла тогда на серьезные политические решения в виде признания Приднестровья или резкого увеличения его финансовой поддержки, а в 2015 году Москва согласилась с фактическим присоединением Приднестровья к зоне свободной торговли Молдовы и Евросоюза.

Сейчас у инициативы приднестровского руководства другие акценты. Если дочитать указ до конца, то стоит прежде всего обратить внимание на два пункта. Во-первых, Евгений Шевчук поручает правительству, парламенту и  судейскому сообществу в течение двух недель создать специальную комиссию и в срок не позднее 1 ноября 2016 года представить ему на утверждение план по приведению приднестровского законодательства в соответствие с федеральным законодательством Российской Федерации. Во-вторых, в указе сказано, что правовые акты, противоречащие базовым основополагающим принципам федерального законодательства в России, необходимо считать изданными в нарушение воли народа Приднестровья и не подлежащими применению.

В настоящее время на фоне приближающихся выборов президента в Приднестровье обозначился серьезный конфликт между исполнительной и законодательной ветвями власти. В Верховном Совете Приднестровья большинство с 2005 года принадлежит партии «Обновление», которую наблюдатели напрямую связывают с крупнейшим экономическим агентом в регионе – группой компаний «Шериф». Конфликт этот перерос в политический в связи с попытками исполнительной власти ослабить монопольные позиции «Шерифа» в экономике и заставить его увеличить таможенные платежи в бюджет (отменив предоставленный ему при Игоре Смирнове статус «специмпортера»), платить более высокую цену за газ и т.д.

Первым информационное наступление начал приднестровский парламент. Для атаки на президента использовался практически любой повод: валютный кризис, задержки в выплате зарплат и пенсий, введенный Киевом запрет на импорт подакцизных товаров через приднестровский участок молдавско-украинской границы. Кроме этого, Верховному Совету за счет определенных законодательных изменений удалось значительно расширить свои полномочия.

Кроме этого, против исполнительной власти использовались и сомнительные приемы. Так, в Москве была проведена пресс-конференция с участием бывшего следователя из Приднестровья, который рассказал о выводе средств принадлежащих властям предприятий через офшорные операции. В Интернете появился якобы составленный работающими на Шевчука политтехнологами план о срыве президентских выборов. В итоге эти действия привели к политической дестабилизации в Приднестровье.

В этом контексте указ от 7 сентября выглядит как попытка президента перейти в контрнаступление. Во-первых, сближение  приднестровского и российского законодательства – это лозунг, который крайне сложно реализовать на практике. У Приднестровья и России есть ряд существенных расхождений в административно-территориальном устройстве, налоговой и таможенной системе, земельных отношениях и т.д. В любом случае даже выработка плана по гармонизации законодательства потребовала бы явно не одного месяца. Но благодаря указу политическая инициатива перешла к президенту. И во-вторых, указ позволит ссылаться на российскую политическую практику, основывающуюся на чисто президентской форме правления. Например, речь идет о таких случаях, когда приднестровские парламентарии пытаются самостоятельно издавать законы без согласия президента или предпринимают попытки значительно расширить свой иммунитет.

Каковы ставки России в этой игре? На высшем уровне принятия решений Россия явно пытается придерживаться нейтральной позиции, не отдавая, в отличие от выборов 2011 года, предпочтения тому или иному политическому лагерю. С одной стороны, на фоне социально-экономических трудностей рейтинг президента Шевчука сейчас низок. Согласно опросу ВЦИОМ, на предстоящих выборах за него готовы проголосовать лишь 14 % опрошенных, тогда как за спикера Верховного Совета Вадима Красносельского – 25 %. С другой стороны, информационная атака, развернутая Верховным Советом на исполнительную власть, явно насторожила Кремль. Москва на фоне невозможности увеличения финансовой помощи региону заинтересована прежде всего во внутриполитической стабильности в Приднестровье. Во многом этим объясняется та вербальная поддержка, которую выразил Евгению Шевчуку после своего визита в Тирасполь Дмитрий Рогозин, заявив в интервью газете «Коммерсант» о том, что президент Приднестровья как управленец в сложных условиях вполне справляется со своими задачами.

Также стоит отметить, что какой-либо устойчивой аллергии (но также и явной симпатии) в Москве к двум ведущим политическим силам вряд ли испытывают. Ситуация разительно отличается от 2011 года, когда Москва напрямую содействовала провалу Игоря Смирнова на президентских выборах, задействовав для этого масштабные информационные и иные ресурсы.

В связи с этим те или иные политические группы в российском истеблишменте развивают отношения как с Евгением Шевчуком, так и с Верховным Советом. Так, партия «Обновление» имеет тесные контакты с «Единой Россией». Российская правящая партия приглашает приднестровских парламентариев на свои съезды, а «Обновление» содействует победе кандидатов от «Единой России» на выборах в Государственную Думу, обеспечивая им встречи с голосующими на этих выборах избирателями в Приднестровье.

Есть поддержка в Москве (хотя и не прямая) и у Евгения Шевчука. Его политический соратник, бывший глава Государственного таможенного комитета и экс-министр внутренних дел Приднестровья Геннадий Кузьмичев заявил о выдвижении своей кандидатуры на президентских выборах, возглавив движение «Русский форпост». О создании движения было объявлено на пресс-конференции в Москве. Личным присутствием поддержали инициативу создания «Русского форпоста» известные российские политологи – Сергей Марков, представители Института стран СНГ и других организаций.

Проблема скорее состоит в том, что в Молдове сейчас также проходит предвыборная гонка, в рамках которой хорошие шансы на победу имеет лидер «пророссийской» Партии социалистов Игорь Додон. Додон отстаивает идею федерализации Молдовы с целью реинтеграции с Приднестровьем. На инициативу Евгения Шевчука Додон отреагировал эмоционально, заявив, что Приднестровье было и будет частью Республики Молдова. Его эмоциональность объясняется тем, что сюжет со стремлением Приднестровья в Россию дает его оппонентам возможность заявлять о губительности для страны пророссийской ориентации Додона.

У лидера Партии социалистов в Москве также есть существенная поддержка. На его стороне открыто выступает т.н. Изборский клуб, в который входит ряд известных деятелей – А. Проханов, М. Делягин, Н. Стариков, депутат Госдумы О. Пахолков. Представители Изборского клуба уже резко высказались против инициативы Евгения Шевчука.

Учитывая все эти контексты, Москва вряд ли придаст серьезное значение приднестровской инициативе. Поэтому слова Дмитрия Пескова, пресс-секретаря российского президента, о том, что «нужно понимать, на чем основываются такие действия» и что он не может давать никаких комментариев, не обладая деталями, можно считать вполне искренними.

Intersection. 13.09.2016

Читайте также: