Перспективы "Турецкого потока" зависят от Еврокомиссии

Анатолий Комраков

Греция надеется на следующей неделе приступить к обсуждению с Еврокомиссией начала строительства Южно-Европейского газопровода, который должен стать продолжением «Турецкого потока», заявил министр окружающей среды и энергетики Греции Панос Скурлетис после переговоров со своим российским коллегой главой Минэнерго РФ Александром Новаком. По словам Скурлетиса, инициатором переговоров с Еврокомиссией кроме Греции станет Италия. «Мы верим, что нам нужны вторая, третья нитка, чтобы помочь российскому газу прийти в Европу», – сказал Скурлетис. «Греция заинтересована в строительстве газопровода, мы готовы участвовать в нем, но все зависит от Европы», – подчеркнул министр. По его словам, проект обеспечит приток инвестиций и создаст тысячи рабочих мест. По оценкам энергетиков, проект Южно-Европейского газопровода привлечет в греческую экономику до 5 млрд евро прямых инвестиций.

Однако грекам и итальянцам надо будет найти веские аргументы, чтобы получить разрешение от Еврокомиссии, которая ранее зарубила «Южный поток» – газопровод, который должен был пройти из России по дну Черного моря в Болгарию, а потом понести топливо по территории Сербии, Венгрии и в другие страны Европы. В июне 2014 года Евросоюз потребовал от Болгарии приостановить строительство газопровода на том основании, что он не соответствует Третьему энергопакету ЕС, который, в частности, запрещает газодобывающим компаниям быть собственниками магистральных трубопроводов.

После того как Россия не смогла получить разрешение от болгар на строительство трубы на их берегу, в декабре 2014-го президент РФ Владимир Путин объявил в Анкаре, что реализация проекта «Южный поток» останавливается «из-за неконструктивной позиции Еврокомиссии и поведения Болгарии». В качестве замены был анонсирован новый поток – «Турецкий». Он частично повторяет маршрут «Южного», только вместо Болгарии свернет в сторону турецких берегов. Он тоже идет от компрессорной станции «Русская» в районе Анапы по дну Черного моря, морской участок газопровода составит 660 км в старом коридоре «Южного потока», а потом 250 км уже в новом коридоре до населенного пункта Кыйыкей в европейской части Турции. В случае если греки получат разрешение ЕК, сухопутный участок газопровода протянется еще на 180 км до турецко-греческой границы.

На прошлой неделе «Газпром» получил от турок первые разрешение на строительство газопровода. Источник в российском Минэнерго сообщил РИА Новости, что в ближайшее время ожидается выдача турецкими властями оставшихся разрешений и тогда станет возможным подписание межправительственного соглашения по строительству газопровода. Газ, который придет по первой нитке, будет полностью предназначен для растущего турецкого рынка, который, кстати, является вторым по потреблению нашего голубого топлива после Германии.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер подчеркнул 5 сентября, что возможность поставок газа на европейский рынок в направлении турецко-греческой границы предложила рассмотреть именно турецкая сторона. Правда, еще в феврале 2016 года «Газпром», итальянская Edison и греческая DEPA подписали меморандум о взаимопонимании по поставкам газа из России по дну Черного моря в Грецию и из Греции в Италию.

На пути нашего газа «в греки» стоит несколько препятствий. Афинам и Риму предстоит не только как-то обойти Третий энергопакет, но также противостоять еще одному члену ЕС… Болгарии! Эта страна поняла, сколько денег потеряла из-за отказа стать своего рода распределителем российского газа по Европе, и судорожно пытается создать новый газораспределительный центр «Балкан», в который кроме Азербайджана, Туркменистана и Ирана в качестве поставщика приглашают и Россию.

«Мы не допустим, чтобы Болгарию обошли, и используем наше право вето, – заявил премьер Болгарии Бойко Борисов. – Когда мы проявили солидарность и поддержали Украину в соответствии с общим решением ЕС, мы знали, что теряли, но руководствовались принципами единства и европейскими нормами».

Однако российское руководство скептически отнеслось к этой идее. «Мы видим и знаем, что болгарская сторона хочет вернуться к проекту, но мы понесли определенные убытки в связи с отказом европейских партнеров. И теперь одних намерений недостаточно. Нам нужны абсолютно железобетонные гарантии юридического характера, а их нет», – говорил в августе Владимир Путин.

«Еврокомиссия вряд ли даст ход продолжению «Турецкого потока» через Грецию, поскольку это повысит авторитет Анкары и Афин, которые будут иметь весомые козыри перед ЕК, – сказал «НГ» член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. – Обретя статус транзитных государств, Турция и Греция станут вести более жесткий и прагматичный диалог с Евросоюзом, постепенно ослабляя и без того слабеющее политико-экономическое влияние этого объединения государств. Кроме того, ЕК против усиления зависимости европейского рынка от российского газа.

«Турецкий поток» – это проект двух президентов, Путина и Эрдогана. Если они договорятся, то магистраль будет построена. Правда, открытым остается вопрос, сколько будет веток трубы и каков объем голубого топлива, поставляемый по газопроводу. С территории не входящей в ЕС Турции сырье может пойти в Европу, а может и не пойти. Здесь необходимо договариваться с европейскими странами. Греция входит в ЕС, поэтому нормы Третьего энергетического пакета обязательны к выполнению на территории этого государства», - считает эксперт.

Независимая газета. 12.09.2016

Читайте также: