Москву перестали интересовать попытки Лукашенко запугать Россию
Павел Юринцев
То, что сегодня между Белоруссией и Россией снова нарастает напряжение, пожалуй, не будет отрицать никто. Свое особое недовольство двухсторонними отношениями, как и в прошлые годы, высказывает именно белорусская сторона, в то время как Россия сохраняет спокойствие.
Очередным выпадом руководства Белоруссии в сторону Москвы, наделавшим довольно много шума в средствах массовой информации, стало заявление Александра Лукашенко, которое он сделал 20 сентября во время своей встречи с государственным секретарем Союзного государства Григорием Рапотой. Белорусский лидер обвинил Россию в попытках давления, которое ни он, ни граждане его страны никогда «не потерпят», и недвусмысленно намекнул на то, что Евразийский экономический союз, как и Союзное государство, перестают интересовать официальный Минск в том виде, в котором они существуют на сегодняшний момент.
Примечательно, что произошло это после того, как чуть больше недели назад со стороны белорусского лидера звучали совершенно иные слова о том, что белорусам «быть неправыми и выдвигать какие-то заоблачные претензии к России было бы смешно». «Это как Слон и Моська» — сказал во время своего встречи с журналистами Александр Лукашенко. И вот сегодня официальный Минск снова изменил свое отношение к восточному соседу, фактически обвинив его в антибелорусской политике.
В качестве главных претензий официально были названы вопрос о цене на газ и связанное с этим снижение поставок нефти в Белоруссию, а также ограничения со стороны РФ на импорт некоторой белорусской продукции: «Мы всегда гордимся тем, что вот товарооборот снизился, но в натуральном выражении мы прибавили. Это говорит о том, что мы начали поставлять в Россию большие объемы, но по ценам наполовину ниже. Какая доходность Белоруссии от этого? Практически никакой».
При этом белорусским президентом были найдены и виновные в нынешних проблемах: «когда мы поставляем качественный товар и по приемлемым ценам в Россию, мы бьем по карманам олигархов от сельского хозяйства в России. Они давят на правительство (там связи, вы знаете не хуже меня, какие), а правительство дает команду „фас“ разного рода чиновникам — от Россельхознадзора и так далее». Проще говоря, по мнению Александра Лукашенко, Россией по-прежнему правят «олигархи», которым не дает спокойствия «высококачественная» белорусская продукция.
Необходимо отметить, что нынешнее недовольство белорусского лидера выглядит громким только потому, что ничего более серьезного Александр Лукашенко уже не говорил довольно давно. За последний год президент Белоруссии неоднократно высказывал свое недовольство происходящим в ЕАЭС, но его слова не были столь резкими. Однако стоит вспомнить, что нынешние высказывания Лукашенко все равно далеки от его самых резких выпадов в сторону России, которую он в свое время обвинял в «терроризме на высшем уровне», попытках лишить страну независимости, «поставить на колени» и прочее. Более того, в этот раз белорусский лидер не стал прямо угрожать выходом из всех интеграционных объединений, как это было, например, в 2009 году, когда он пригрозил пересмотреть обязательства республики в рамках ОДКБ. Сегодня намеки были куда менее радикальными: «Мы сейчас очень внимательно анализируем наше участие, прежде всего, в Евразийском экономическом союзе. Если так будет продолжаться — зачем нам там держать кучу чиновников… Мы нарушаем все, о чем договорились».
Недовольство белорусского президента, конечно, не было направлено на сидящего в тот день напротив него госсекретаря СГ, который, по сути, ничего не решает, а выполняет представительские функции в данном образовании. Поток негатива предназначался Кремлю, со стороны которого уже довольно долгое время не было слышно никаких особых претензий к официальному Минску. И это может показаться действительно странным — Москва практически ничего не требует от белорусов, закрывает глаза на «танцы» Минска с Брюсселем и Вашингтоном, особо не напрягает по поводу обещанной еще два десятилетия назад приватизации, а в белорусской столице продолжаю обвинять Россию в прямом давлении. Однако если посмотреть на то, что сегодня происходит в Белоруссии, то все становится на свои места.
Во-первых, надо понимать, что белорусский президент всегда щепетильно относился к своему статусу человека, который может решить все. В нынешней же ситуации с поставками российских нефти и газа в Белоруссию оказалось, что этот статус находится под угрозой. Еще 11 сентября Александру Лукашенко казалось, что он сумел лично договориться с руководством России об урегулировании газового конфликта, а его чиновникам оставалось только сказать «спасибо» и подписать договоренности, но 14 сентября эти надежды рухнули, а вопрос так и остался нерешенным. Дело в данном случае не в том, что для белорусского лидера крайне важно отвечать за свои слова — президент дал свое слово и также спокойно забрал его обратно. Александру Лукашенко важно чувствовать свою значимость не только внутри республики, но и за ее пределами, где с ним должны считаться. В данной же ситуации оказалось, что это совершенно не так, а в России не будут поступаться своими интересами ради того, чтобы потешить самолюбие главы Белоруссии.
Во-вторых, что также немаловажно, официальному Минску сегодня необходимо найти дополнительные источники финансирования своей экономики. Сделать это за счет увеличения поставок продукции в страны ЕАЭС из-за девальвации российского рубля белорусам, увы, не удается. Поэтому все взоры Минска сегодня направлены на Запад, откуда в республику как раз и прибыли гонцы от МВФ. Показательное недовольство Россией и слова о том, что ЕАЭС и СГ, конечно, нужны, но их развитие не удовлетворят белорусов, по всей видимости, должны подтолкнуть Запад к интенсификации переговоров с Белоруссией. Такая тактика в прошлые годы достаточно неплохо срабатывала, и в Минске снова надеются, что небольшой конфликт с Россией будет только на пользу отношениям с ЕС и США.
И, наконец, в-третьих — белорусским властям просто необходимо поддерживать в обществе иллюзию того, что главным виновником происходящего сегодня в стране является не ее руководство, а внешние силы. Учитывая тот факт, что президент никогда не признает, что интеграция в рамках СГ была провалена как раз по вине белорусской стороны, а производственная кооперация двух стран была заморожена из-за нежелания Минска терять контроль над госимуществом, единственной возможностью объяснить простым гражданам провалы в экономике является возложение всей вины на «ситуацию на внешних рынках» и «давление со стороны Кремля».
В целом же, проводить более глубокий анализ недавних слов Александра Лукашенко не имеет особого смысла. Все, что он сегодня говорит, произносилось главой республики уже не раз. Нынешний же его выпад в сторону России можно рассматривать, скорее, как защитную реакцию в ситуации, когда никто в стране, в том числе и ее президент, не знает, что делать дальше. По всей видимости, это прекрасно понимают и в Москве, так как практически никакой реакции из Кремля на заявления Лукашенко так и не последовало. Это означает, что в Москве перестали интересоваться попытками белорусов запугать Россию, и что там рассматривают двухсторонние отношения в рамках всем известной поговорки об идущем караване, не обращающем внимание на посторонние звуки со стороны. Что касается официального Минска, то, чтобы не делали его партнеры по СГ, полностью удовлетворенным он не будет никогда.
EADaily. 22.09.2016