Варшава усложнила путь российскому газу

Ольга Соловьева

В Польше ранее уже выступали против строительства газопровода «Северный поток-2» (СП-2). И теперь поляки уверены, что смогли добиться «красного света» для проекта. «Газпром» и пять его европейских партнеров отказались от идеи создать совместное предприятие по строительству трубопровода после возражений польского антимонопольного регулятора. В «Газпроме» же уверены, что проект будет реализован в срок. Однако пока единственным акционером проекта остается лишь российский газовый холдинг.

В конце прошлой недели стало известно, что компании-партнеры по проекту «Северный поток-2» отозвали свою заявку в польское Управление по вопросам конкуренции и защиты прав потребителей (UOKiK) на создание совместного предприятия.

При этом российский «Газпром», австрийская OMV, французская Engie, нидерландско-британская Shell и немецкие Uniper (E. ON) и Wintershall заявили, что их шаг не повлияет на план реализации проекта. «Решение касается только покупки у «Газпрома» акций существующей проектной компании (Nord Stream 2 AG. – «НГ») западными партнерами», – говорится в пресс-релизе Nord Stream 2 AG. Эта проектная компания зарегистрирована в Швейцарии. Она полностью контролируется сейчас «Газпромом» и будет вести строительство и эксплуатацию газопровода по дну Балтийского моря. Изначально же планировалось, что пять западных компаний выкупят у российского холдинга по 10% акций. То есть в итоге 50% будет у российского «Газпрома» и по 10% у европейских партнеров.

Решение по отзыву заявки было принято после возражений польского регулятора UOKiK против создания совместного предприятия. Напомним, в конце прошлого года компании-партнеры были вынуждены подать заявку польскому регулятору на создание консорциума, так как у «Газпрома», Shell, Uniper (E. ON) и Wintershall есть бизнес-проекты в этой стране. И хотя газопровод не будет проходить по территории Польши, отказ от согласования совместного предприятия в Варшаве означал бы риск для активов в Польше и судебные иски в суде Евросоюза. В отличие от Германии, которая согласовала заявку за 18 дней, в Варшаве регулятор тянул с решением этого вопроса более полугода и лишь в конце июля высказал свои претензии: «Северный поток-2» ограничит конкуренцию.

Как указали в польском регуляторе, ведомство в ходе рассмотрения заявки с декабря 2015 года провело обширное исследование, в ходе которого попросило участников польского рынка газа, а также национального энергетического регулятора оценить предлагаемую концентрацию. В результате управление пришло к выводу, что сделка может привести к ограничению конкуренции. «В настоящее время «Газпром» занимает доминирующее положение в области доставки газа в Польшу, а планируемая сделка может еще больше усилить переговорную позицию компании по отношению к польским клиентам», – указали в структуре. «В тех случаях, когда имеются веские основания полагать, что концентрация может привести к существенному ограничению конкуренции, президент UOKiK информирует предприятие или предприятия о своих возражениях против планируемой сделки», – объяснял польский регулятор.

После этого консорциум планировал оспорить выводы регулятора, но в итоге все завершилось отзывом заявки. Польский антимонопольный орган UOKiK сразу же отреагировал на такое решение шести партнеров. В пятницу он официально объявил, что этот шаг означает фактическую невозможность создания совместного предприятия, которое должно заниматься прокладкой и эксплуатацией второй трансбалтийской газовой магистрали. «Отзыв заявки означает, что не представляется возможным создание шестью юрлицами совместного предприятия, которое должно было заниматься строительством газопровода Nord Stream 2. Это красный свет для данной сделки», – прокомментировал происходящее президент UOKiK Марек Нехцав. Таким образом, в Польше полагают, что воздвигли серьезное препятствие на пути СП-2.

Впрочем, в Nord Stream 2 AG ситуацию видят иначе. В частности, как следует из пресс-релиза компании, «будущие партнеры продолжат свое плотное сотрудничество и общие усилия, направленные на укрепление энергетической безопасности поставок газа в Европе». Согласно их совместному заявлению, проект все же будет реализовывать все та же зарегистрированная в Швейцарии проектная компания Nord Stream 2 AG, а «каждый из заявителей будет самостоятельно искать возможности вклада в проект».

Похоже, что пока российский газовый холдинг будет строить СП-2 сам. На данный момент компания Nord Stream 2 AG на 100% контролируется «Газпромом». Если так будет и в дальнейшем, можно предположить, что проект могут ждать проблемы, так как до сих пор в ЕС отсутствует единая позиция относительно того, подпадает или нет СП-2 под действие Третьего энергопакета, по которому право доступа к трубопроводам появляется у третьих операторов, а не только у собственника трубы.

Напомним, «Северный поток-2» станет расширением уже действующего газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря. Пропускная мощность двух дополнительных ниток составит 55 млрд куб. м в год. Предварительная стоимость проекта – около 10 млрд долл.

При этом у проекта довольно много противников. Например, уже выступили «против» США. Вначале об угрозе европейской энергобезопасности заявил госсекретарь США Джон Керри, а позже группа сенаторов отправила в Еврокомиссию (ЕК) письмо, в котором написала, что «Северный поток-2» – это шаг назад в диверсификации европейских источников энергии. В свою очередь, вице-президент ЕК по вопросам энергетики Марош Шефчович заявлял, что сохранение транзита газа через Украину должно быть ключевым условием для прагматических переговоров с Россией по проекту СП-2. Также ярые противники проекта – Украина, Польша и балтийские государства. Но если Украина и Польша опасаются за судьбу газового транзита в Европу, который приносит им неплохие доходы, то балтийские государства опасаются, что Европа попадет в энергозависимость от России. При этом проект поддерживают в Австрии и Германии. А канцлер Германии Ангела Меркель назвала проект экономическим, а не политическим.

Несмотря на такое количество противников, эксперты «НГ» уверены, что проекту СП-2 ничто не угрожает. Да и сегодняшние возражения Варшавы эксперты не считают чем-то неожиданным. «Решение, принятое на этой неделе участниками проекта, – отказаться от согласования заявки Nord Stream 2 AG с польскими антимонопольщиками, – можно назвать вполне логичным. Варшава в любом случае сделала бы все возможное, чтобы завернуть заявку, аргументируя свои доводы в том числе структурой собственности зарегистрированной в Швейцарии компании, на 100% принадлежащей «Газпрому», – говорит аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов.

«Затянутые действия польского антимонопольного регулятора, который постоянно откладывал рассмотрение полученной от шести компаний заявки на создание консорциума по проекту, изначально были слишком политизированы», – отмечает член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.

Впрочем, как считает Антонов, форма сотрудничества «Газпрома» с европейскими компаниями в проекте может быть пересмотрена. «Одним из таких вариантов обхода может быть создание нового юрлица европейскими партнерами «Газпрома» или подача нескольких заявок на реализацию проекта, но уже не «Газпромом», а его партнерами», – поясняет аналитик. Он также не исключает, что проект может быть полностью пересмотрен.

«В любом случае принцип «каждый сам за себя» здесь вряд ли эффективен, поскольку политические и правовые риски серьезны, а взваливать на свои плечи весь груз ответственности ни одному из игроков невыгодно», – замечает Касаев. Скорее всего компании будут искать возможность создать совместное предприятие, которое обеспечит максимально комфортные условия для финансирования дорогостоящего проекта, полагает он. «Понимая, что в долгосрочной перспективе Европе необходимы бесперебойные поставки больших объемов голубого топлива по приемлемой цене, «Газпром» не станет суетиться, а скорее всего продолжит вязкие переговоры с различными европейскими структурами по поводу перспектив СП-2», – резюмирует эксперт.

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин тоже согласен с мнением, что текущий отказ от создания совместного предприятия вряд ли серьезно ударит по проекту. «Да, это может несколько усложнить работу, возможно, сложнее будет заключить финансовое соглашение, но в целом это не влияет серьезно на проект», – говорит он. По мнению эксперта, скорее всего вместо консорциума в итоге будет создано дочернее предприятие «Газпрома» для управления и строительства газопровода, а уже доли в этом предприятии смогут приобрести его иностранные участники. «У СП-2 в принципе не должно быть сложностей, – добавляет Крутихин. – Пока что материальных аргументов против проекта нет. Есть только политические и эмоциональные возгласы против него».

Независимая газета. 15.08.2016

Читайте также: