Станет ли Белоруссия верным союзником США?
Артур Григорьев
В течение последних нескольких месяцев произошел ряд событий, которые свидетельствуют об улучшении отношений между США и Белоруссией и подчеркивают стремление белорусского руководства к активизации западного вектора внешней политики. Улучшение отношений с США, на первый взгляд, является достаточно неожиданным. Белорусский режим с 2004 года был объявлен американскими властями «тиранией» с принятием соответствующих мер, начиная с экономических санкций и заканчивая подписанным американским президентом «Актом о демократии в Белоруссии». Этот документ выдвинул, среди прочего, требования прекратить репрессии против независимых СМИ, независимых профсоюзов, неправительственных и религиозных организаций, оппозиции и провести в Белоруссии свободные и честные президентские и парламентские выборы в соответствии со стандартами ОБСЕ. Ухудшение отношений привело, в конечном счете, к тому, что в 2008 году обе страны отозвали своих послов.
И вот в конце апреля этого года белорусский министр иностранных дел Владимир Макей заявил, что Белоруссия и США готовы к полной нормализации отношений и находятся на этапе расширения позитивной атмосферы двустороннего взаимодействия. В свою очередь, американская сторона выразила готовность обсудить вопрос о возвращении послов.
Внезапному потеплению белорусско-американских отношений предшествовал ряд событий различного масштаба. В 2014 году Белоруссия разрешила увеличить штат посольства США, которое, в свою очередь, расширило список визовых услуг для белорусских граждан. В августе 2015 года член Палаты представителей конгресса США Дана Рорабакер предложил на встрече с белорусским президентом Александром Лукашенко вернуть американского посла в Минск и направить белорусского посла в Вашингтон. В октябре 2015 года США частично приостановили санкции против ряда белорусских предприятий. В конце марта 2016 года в Минск с официальным визитом прибыл заместитель помощника министра обороны США Майкл Карпентер, который предложил аккредитовать военных атташе при посольствах двух стран. 7 июня было объявлено, что в посольстве США в Минске появится седьмой сотрудник, экономический советник. 6 июля на встрече с временным поверенным в делах США в Белоруссии Скоттом Роулендом президент Лукашенко заявил: «Но мы никогда не скрывали тот факт, что без нормализации отношений с Соединенными Штатами мы не будем иметь полноценной внешней политики. Мы не скрываем, что очень хотели бы нормализации отношений с США на взаимовыгодных условиях». И, наконец, на днях, 8 августа полковник Майкл Вандевельде получил аккредитацию в качестве военного атташе при посольстве США в Белоруссии, по совместительству с постом сухопутного атташе при посольстве США на Украине. В череде этих событий присутствует логика, подчеркивающее медленное, но последовательное сближение двух стран.
Что же заставило США изменить своё отношение к белорусскому режиму, который, с точки зрения американских властей, имеет стабильно дурную репутацию авторитаризма, нарушающего принципы демократии и права человека? Никаких существенных шагов по реальной либерализации и демократизации белорусские власти не предпринимали. Более того, в последние годы внутри страны вводились все новые ограничения и формы контроля со стороны государства, а политическая оппозиция как была, так и осталась в маргинальном положении. Для публики американскими официальными лицами были названы чисто формальные причины изменения отношения со стороны США — освобождение политзаключенных и прошлогодние президентские выборы, которые прошли без насилия. Подобные объяснения можно считать лишь удобным предлогом, маскирующим реальную подоплеку изменения позиции США. Во внешней политике, как хорошо известно, американцы никогда не руководствовались только критериями демократии и прав человека, по необходимости прагматично вступая во взаимовыгодные отношения даже с самыми злостными диктаторами. Поэтому режим Лукашенко снискал к себе благоволение со стороны заокеанских политиков вовсе не декоративными шагами, имитирующими свободные выборы и внутриполитическую либерализацию, а реальными изменениями во внешнеполитическом курсе.
Под вывеской многовекторной политики Минск уже не один год целенаправленно стремится уйти от политического взаимодействия с Россией, сохраняя при этом видимость тесного сотрудничества за счет экономических связей. В 2008 году Белоруссия заняла нейтральную позицию по отношению к грузинской агрессии в Южной Осетии и Абхазии, отказавшись затем признать эти республики, а в 2014 еще более сдержано отнеслась к возвращению Крыма в состав России. Гражданская война на Украине позволила белорусским властям вновь сыграть в нейтралитет и даже объявить себя «донором стабильности в регионе» за счет игнорирования интересов России. Столь же отстраненно Белоруссия отнеслась к военной операции России в Сирии и сбитому Турцией российскому самолету. Наконец, в конце 2015 года белорусские власти решительно отвергли идею размещения на территории Белоруссии российской военной базы. Все эти шаги не остались незамеченными ни в ЕС, ни в США.
Последовательно разыгрывая антироссийскую карту на протяжении ряда лет, Белоруссия, безусловно, рассчитывала на ответную благодарность со стороны Запада. И эта благодарность не заставила себя ждать — сначала в виде улучшения отношений с Брюсселем, а теперь и с Вашингтоном. Но если хорошие отношения с ЕС хотя бы отчасти оправданы экономическими соображениями и географическим расположением республики, то заигрывание с США имеет ярко выраженный политический и антироссийский характер.
Помимо американских официальных лиц, в Белоруссии стали появляться и представители неправительственных организаций, в частности Джеймстаунского фонда. Этот аналитический центр, где тон задают бывшие высокопоставленные сотрудники ЦРУ и Пентагона, выражает интересы воинственной неоконсервативной части американской политической элиты, так называемых «ястребов», которые значительно упрочили свои позиции при президенте Джордже Буше-младшем. Эксперты фонда занимаются сбором информации в более чем 50 странах и публикуют подробные геополитические отчеты. Однако Джеймстаунский фонд известен не только своими предельно широкими геополитическими интересами во всех регионах планеты, но и ярко выраженной антироссийской, даже агрессивно русофобской позицией. Так, например, фонд недавно запустил проект под говорящим названием «Упадок России», призванный прогнозировать сроки и последствия упадка России, который, по представлениям создателей проекта, должен неминуемо наступить в ближайшие годы.
Президент Джеймстаунского фонда Глен Ховард впервые появился в Минске в начале ноября 2015 года, по странному совпадению буквально сразу же после резких заявлений белорусских официальных лиц против размещения в Белоруссии российской авиабазы. Представитель американской неправительственной организации, которая формально позиционирует себя в качестве рядового независимого исследовательского центра, неожиданно был принят на самом высоком уровне и провел встречу с министром иностранных дел Владимиром Макеем, обменявшись, согласно сообщениям в прессе, мнениями о региональной ситуации и перспективах развития белорусско-американских отношений. Более откровенно Ховард выступил на конференции в рамках инициативы «Минский диалог» заявив, что Белоруссия может стать важным союзником НАТО, оставаясь при этом нейтральной страной наподобие Югославии времен Тито.
В мае этого года Глен Ховард снова приехал в Минск и опять же был принят на самом высоком уровне, встретившись с министром иностранных дел Владимиром Макеем и замглавы МИД Еленой Купчиной. В прессе было сообщено, что во время этих встреч обсуждались актуальные вопросы белорусско-американских отношений и ситуация в европейском регионе. На этот раз Ховарда сопровождала целая группа американских экспертов, таких, как аналитик Джеймстаунского фонда Владимир Сокор, бывший вице-премьер Грузии, президент «Нового института международного лидерства» Темури Якобашвили (политик с антироссийскими взглядами и соратник Саакашвили) и профессор Рэдфордского университета Григорий Иоффе.
Григорий Иоффе известен тем, что в 2014 году опубликовал в США хвалебную книгу о Лукашенко под названием «Переоценивая Лукашенко: Белоруссия в культурном и геополитическом контексте», которая стала частью пиар-кампании белорусских властей по улучшению имиджа Белоруссии. Естественно, что в белорусской государственной прессе опус Иоффе представили как самостоятельное исследование американского ученого, который за 15 лет исследовательской работы проникся любовью к Белоруссии и ее президенту. Однако, если зайти на сайт Джеймстаунского фонда, то можно обнаружить, что «американский ученый» (в прошлом — сотрудник Института географии Российской академии наук) с завидной регулярностью публикует там статьи о внутрибелорусской ситуации. Примечательно, что вся эта аналитика Иоффе носит откровенно пропагандистско-апологетический характер и проводит одну линию, пытаясь представить Белоруссию как потенциально верного союзника США, ЕС и НАТО. Следовательно, Иоффе не просто занимается «улучшением имиджа» Белоруссии, но и выполняет определенный внешнеполитический заказ с санкции белорусских властей. Поэтому визиты Глена Ховарда и американских экспертов с антироссийскими взглядами вовсе не являются спонтанными и случайными. В Минске эта компания идеологов уже приняла участие в конференциях, собирающих околовластных местных экспертов, многие из которых не скрывают своих прозападных и русофобских настроений. Так, параллельно с официальными контактами между США и Белоруссией, происходит формирование слоя проамериканских политологов из молодых белорусских кадров, которые занимаются обработкой общественного мнения через государственные и частные СМИ.
Таким образом, в Белоруссии уже не один год подготавливается основа не просто для улучшения отношений, но и для сближения с США, в которых белорусская политическая элита видит возможных новых покровителей, способных поддержать внешнеполитический поворот на запад. Несомненно, белорусский правящий класс учел опыт других стран бывшего СССР и Восточной Европы, давно превративших русофобию в выгодный товар, который можно продать как ЕС, так и США. Для белорусских властей, конечно, важно и улучшение отношений с ЕС, однако потенциальная возможность получения прямого американского покровительства является куда более значимой. В конечном счете, именно США заведуют большой политикой и способны щедро оплачивать верность своих вассалов различными способами. Можно предположить, что США открыто озвучили свою позицию устами Глена Ховарда, который заявил, что Белоруссия может стать верным союзником НАТО при соблюдении «нейтралитета». Этот нейтралитет означает, прежде всего, политическое отстранение от России, так как нейтральность Белоруссии по отношению к другим странам мало кому интересна, если вообще имеет какое-то весомое международное значение. На неоднозначные перспективы подобного нейтралитета намекает фигура нового американского военного атташе в Белоруссии, который на Украине не терял времени даром. В частности, полковник Майкл Вандевельде участвовал в обсуждении программы военной помощи по созданию 1-й бригады легкой пехоты Нацгвардии Украины в соответствии со стандартами НАТО, а за организацию тренингов для украинских военных на Донбассе даже получил орден «За оборону країни» от ультранационалистического «Фонда оборони країни».
Несомненно, у Белоруссии в будущем есть шансы стать «верным союзником» США и НАТО, подобно тому, как это получилось у Грузии и Украины — со всеми вытекающими последствиями. Тем не менее, такой возможный внешнеполитический поворот ставит перед белорусским властями ряд болезненных проблем. Среди них главной является предельно нестабильная ситуация в разваленной белорусской экономике, которая находится в зависимости от российских субсидий. Вряд ли стоит сомневаться в том, что Россия, наученная горьким опытом, не станет спонсировать подобного «союзника», желающего играть на российские деньги в сомнительный нейтралитет и подозрительную многовекторность, которые проводятся в ущерб российским внешнеполитическим интересам.
EurAsia Daily. 10.08.2016