Штайнмайер и Назарбаев пытаются смягчить конфронтацию между Москвой и Киевом

Александр Ивахник

Малопонятная история с неудавшимися попытками диверсий в Крыму, которые, по версии ФСБ России, готовились сотрудниками украинской военной разведки и планировались Министерством обороны Украины, не на шутку встревожила Запад. Ведь эта история, вызвавшая информационную войну между Москвой и Киевом, чревата переводом неурегулированной ситуации в Донбассе из замороженного состояния в новую эскалацию.

Во всяком случае, по информации газеты «Ведомости», хотя на заседании Совета безопасности РФ 11 августа нанесение по Украине ответных военных ударов не рассматривалось, источник, близкий к руководству ДНР, не исключил, что Москва может перестать сдерживать действия армии ДНР в ответ на обстрелы со стороны украинских силовиков. А это, естественно, обнуляет все скромные результаты урегулирования в Донбассе, которых удалось добиться за полтора года.

Так или иначе, но президент Владимир Путин после известия о вооруженных столкновениях в Крыму жестко заявил: «Мы, безусловно, мимо таких вещей проходить не будем. Хотел бы обратиться к нашим американским и европейским партнерам. Думаю, для всех очевидно, что сегодняшние киевские власти не ищут способа решения проблем на переговорах, а переходят к террору». На этом основании Путин назвал бессмысленной встречу в нормандском формате, которая ожидалась в сентябре на полях саммита G20 в Китае. А премьер Дмитрий Медведев 12 августа упомянул о возможном разрыве дипломатических отношений с Украиной, если у Москвы не останется других инструментов для того, чтобы «отрезвить» Киев.

Разрыв дипотношений означал бы принципиальный отказ Москвы от политического взаимодействия с Киевом и по существу привел бы к краху Минских соглашений. Между тем, и лидеры стран Евросоюза, и администрация Обамы постоянно подчеркивали, что путь к урегулированию конфликта в Донбассе должен лежать через реализацию Минских соглашений. Запад, занятый своими острыми проблемами (наплыв мигрантов, терроризм, «Брексит», угроза избрания президентом США непредсказуемого Трампа), сильно устал от украинского кризиса и видит в минском процессе пусть неэффективный, призрачный, но единственный легальный механизм воздействия на ситуацию в российско-украинских отношениях. А четырехсторонний нормандский формат рассматривается как полезный инструмент корректировки и стимулирования этого механизма.

При этом можно быть уверенным, что хотя западные лидеры и продолжают осуждать «аннексию Крыма», по факту они с этим событием давно смирились, и вся проблема урегулирования украинского кризиса сводится для них к Донбассу. Так что перестрелки на севере Крыма стали для крупных внешних игроков неприятным сюрпризом. Как и можно было ожидать, официальные лица на Западе выразили недоверие к российской версии крымских инцидентов, которой действительно не хватает убедительности и прозрачности. Но и версию украинских властей о том, что со стороны Москвы это был чистый «фейк», сознательная провокация, они принять на веру не готовы. Возможно, в таком недоверии к заявлениям обеих сторон есть рациональное зерно. Так, 16 августа «Коммерсант» сообщил, что его собеседники в Киеве, близкие к силовым структурам, признают: попытка диверсии в Крыму действительно имела место, однако это была инициатива самодеятельных «радикал-патриотов», а украинское государство к ней отношения не имеет.

В такой ситуации западные игроки предпринимают усилия к тому, чтобы обострение отношений между Москвой и Киевом не зашло слишком далеко. Сначала вице-президент США Джо Байден в ходе телефонного разговора с президентом Петром Порошенко призвал последнего сделать все от него зависящее, чтобы избежать эскалации напряженности с Россией в связи крымскими событиями. А в последние пару дней в роли умиротворителей пытаются выступить европейские участники нормандского формата.

15 августа глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, прервав отпуск, приехал в Екатеринбург на открытие российско-германской летней школы «Пути развития энергетического сектора. Современные вызовы», где провел переговоры со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. На пресс-конференции после встречи Штайнмайер выразил обеспокоенность ситуацией в Крыму и сообщил, что руководство Германии пока не имеет ясного представления о том, что произошло на полуострове, поскольку сведения с российской и украинской стороны совершенно противоречат друг другу. По его словам, Германия ждет подробного расследования произошедших событий и от России, и от Украины. При этом глава германской дипломатии подчеркнул: «Но главное – справиться с ситуацией. Берлин призывает отказаться от любых шагов, которые могут привести к обострению ситуации на Украине».

В ответ Сергей Лавров настаивал, что у Москвы «есть неопровержимые доказательства того, что это была диверсия, которая планировалась давно по линии Главного управления разведки Министерства обороны Украины и имела своей целью дестабилизацию обстановки в российском Крыму». При этом глава МИД РФ обещал предоставить западным партнерам «дополнительные факты, помимо тех, которые были предъявлены общественности». В ночь на среду газета «Коммерсант» со ссылкой на источник, близкий к расследованию, опубликовала некоторые подробности боестолкновений и имена двух погибших российских спецназовцев.

Остается дождаться, насколько убедительными покажутся эти факты вне России. Но в ходе переговоров в Екатеринбурге проявились признаки готовности российской стороны несколько снизить градус конфронтации с Киевом. «Не думаю, что в нынешней ситуации кто-то заинтересован в разрыве дипотношений (между Россией и Украиной). Это крайняя мера», – заявил Лавров на пресс-конференции. И в тон Штайнмайеру добавил: «Сейчас главное – не поддаваться эмоциям, не впадать в какие-то экстремальные варианты действий, а сдержанно и сконцентрированно обеспечить стабилизацию обстановки».

В ходе переговоров Франк-Вальтер Штайнмайер дал понять, что ситуация с возможной заморозкой нормандского формата тревожит Германию. Глава германского МИДа 15 августа заявил, что минский процесс по урегулированию конфликта в Донбассе должен продолжать действовать. Сергей Лавров подтвердил, что на встрече шел разговор о «перспективах и возможностях возобновления диалога в нормандском формате, на котором, как вы знаете, не могла не сказаться и недавняя вылазка в Крыму украинских диверсантов». Ничего более определенного глава МИД России не сообщил, но добавил, что обсуждался вопрос о том, как способствовать выработке путей урегулирования конфликта в Донбассе через укрепление безопасности и усиление контроля миссии ОБСЕ в зоне безопасности и местах складирования тяжелых вооружений.

На следующий день свой голос в пользу сохранения нормандского формата подали канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд. В ходе телефонного разговора с Петром Порошенко, состоявшегося по просьбе президента Украины, главы Германии и Франции подчеркнули необходимость продолжения дискуссии в рамках нормандского формата с целью добиться мирного урегулирования ситуации на востоке Украины.

Наконец, 16 августа свою возможную посредническую роль обозначил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который встретился с Владимиром Путиным в Сочи. Сначала Назарбаев намекнул о своей помощи в урегулировании отношений между Россией и Турцией, а затем сказал: «Недавно Порошенко мне звонил и говорил, что принять статус Донбасса и второго региона, который там есть (Луганска), не позволяет… нет у него большинства в Раде. Надо решить по другим вопросам. То есть тоже, я думаю, (он) склонен находить компромиссы, но почему-то не находятся». При всей сбивчивости этих фраз ясно, что Назарбаев и Порошенко готовы взаимодействовать в целях смягчения напряженности в российско-украинских отношениях.

Конечно, помощь многоопытного и мудрого Назарбаева может пригодиться в определенных обстоятельствах, но более важна для Москвы позиция западных лидеров, поскольку, во-первых, только они могут надавить на Украину, а во-вторых, от них зависит судьба антироссийских санкций. Видимо, сейчас Москва будет делать всё возможное, чтобы убедить крупнейших внешних игроков в реальности диверсионных действий украинских силовиков в Крыму (а такие действия оправдывать никто не сможет вне зависимости от отношения к статусу Крыма) и побудить их предпринять меры по принуждению Киева к уступкам в донбасском урегулировании. Такое ужесточение подхода Запада к Украине может стать условием возвращения России в нормандский формат.

Политком.RU. 17.08.2016

Читайте также: