Польша в Европе двойных стандартов
Сергей Мануков
Несмотря на регулярные разговоры о равноправии всех пока еще 28 членов Евросоюза в объединенной Европе процветает политика двойных стандартов. В очередной раз она проявилась на минувшей неделе, когда Брюссель решил не наказывать Испанию и Португалию за очередной срыв выполнения задач по снижению дефицита бюджета. Одновременно с этим европейские власти прозрачно намекнули на то, что на строптивые Польшу и Венгрию, отказывающиеся принимать мигрантов, могут быть наложены финансовые санкции.
Польская весна
С учетом того, что это лето выдалось спортивным: финал чемпионата Европы по футболу и Олимпиада, можно, выражаясь спортивным языком, смело говорить о существовании в Старом Свете двух лиг. В высшую входят западные страны, стоявшие у истоков образования объединенной Европы, и богатый север континента, а в низшую — новые члены, которые находятся в основном на востоке и беднее западных коллег и союзников, а также юг Европы.
Четкое разделение на старых и новых членов, на высшую и низшую лиги особенно наглядно сейчас просматривается на примере Польши. Раньше, когда у власти находились либерально-консервативная партия «Гражданская платформа», Варшаву ставили в Брюсселе в пример как в отношении экономики, так и политики и, конечно, строительства демократии. Все, можно сказать, в одночасье изменилось 25 октября прошлого года.
Парламентские выборы выиграли правые консерваторы из «Права и справедливости» (PiS) во главе с Ярославом Качиньским. С учетом же того, что в том же 2015 году, только в мае, президентское кресло занял Анджей Дуда, который до вступления в должность главы государства тоже состоял в PiS, можно сказать, что власть в Польше прочно захватили правые националисты. «Писовцы» еще во время предвыборной кампании не скрывали, что, придя к власти, будут проводить политику, направленную на защиту национальных интересов Польши. Выиграв выборы в Сейм и сформировав правительство во главе с Беатой Шидло, они действительно резко изменили как внутреннюю, так и внешнюю политику Польши и моментально превратились из любимчиков Брюсселя в парий. Таким образом Польша составила компанию Венгрии, которую в столице Европы жестко критикуют уже не один год.
Отношения Еврокомиссии (ЕК) с Варшавой, где роль серого кардинала, управляющего и парламентом, и правительством, играет Ярослав Качиньский, испортились. В Брюсселе уже полгода говорят о польском кризисе. В Варшаве считают, что никакого кризиса нет, и что все это выдумки брюссельских бюрократов, которые не понимают нужд и чаяний простых поляков.
«Право и справедливость» представляет польский кризис как очередной пример навязчивой идеи еврочиновников взять побольше власти. Польша в этом мнении не одинока. С ней солидарны соседи: Чехия, Венгрия и Словакия.
В феврале этого года исполнилось ровно четверть века с того дня, когда лидеры Польши, Венгрии и Чехословакии собрались в венгерском городке Вышеград на берегу Дуная и договорились вместе строить демократию. Так было положено начало Вышеградской группе (V4), в которой сейчас четыре страны (вместо Чехословакии, распавшейся в 1993 году, Чехия и Словакия). Лидеры V4 регулярно встречаются накануне саммитов ЕС и договариваются о совместной политике по разным вопросам.
У Брюсселя претензии в отношении соблюдения принципов демократии ко всем членам Вышеградской группы. Сначала на первом месте несомненно стояла Венгрия, правительство которой с 2010 года возглавляет Виктор Орбан. С осени прошлого года главным источником евробюрократических беспокойств стала Польша, крупнейшая страна на востоке континента с населением 40 млн человек и шестая экономика Старого Света. Не удивительно, что бывший польский премьер Дональд Туск стал президентом Евросовета.
Члены Вышеградской четверки недовольны Еврокомиссией по широкому кругу вопросов. Особенно сильное раздражение в этих странах вызывает проводимая Брюсселем под нажимом Германии политика в отношении мигрантов и требование ко всем членам ЕС в обязательном порядке принять определенное число выходцев из Африки и Азии. Евроскептиков из Восточной Европы авторитетный журнал Politico называет Евросоюзом «В» в отличие от Евросоюза «А», в который входят старые члены ЕС с запада и севера континента.
Впрочем, называть поляков евроскептиками будет как минимум не совсем правильно. По данным опросов, проведенных Ipsos Mori весной этого года, выход Польши из ЕС, т. е. «полэкзит», поддерживает лишь каждый пятый поляк — 22%. Однако давление, которое Брюссель оказывает на Варшаву с целью вынудить принять беженцев, заставляет гордых поляков все критичнее относиться к европейскому начальству.
А судьи кто?..
Отношения между Брюсселем и Варшавой испортили не только африканские и азиатские беженцы. Еврокомиссия обвиняет польское правительство ни много, ни мало в подрыве демократии и отказе от общеевропейских ценностей. Первые обвинения в адрес правительства Беаты Шидло прозвучали из Брюсселя уже в декабре прошлого года, т. е. вскоре выборов. Варшава тогда внесла ряд антидемократических, по мнению еврочиновников, изменений в закон о Конституционном трибунале, главной судебной инстанции в Польше, состоящей из 15 судей.
Основу для кризиса заложила находившаяся еще у власти до октября прошлого года «Гражданская платформа», назначив в Конституционный трибунал в обход общепринятых процедур двух новых судей. PiS после победы на выборах отказалась признавать не только этих двух новичков, но и блокировало замену трех других судей, которые на ротационной основе были выбраны Сеймом. Кроме этого, правящая партия настаивает на том, чтобы Трибунал рассматривал дела в хронологическом порядке, а не по своему усмотрению.
Конституционный трибунал пошел на открытую конфронтацию с новой властью. Судьи потребовали у президента Дуды принять присягу судей, назначенных при прежнем правительстве, но отказались принимать в свои ряды новичков, выбранных при новой власти. Трибунал отказался рассматривать дела в хронологическом порядке и продолжил делать выбор на основе их важности и значимости.
В начале августа Конституционный трибунал признал новый закон о Трибунале, принятый Сеймом 30 июля и вступивший в силу 16 августа, противоречащим Конституции. По мнению членов Трибунала необходимо во что бы то ни стало сохранить существующее согласно Конституции 1997 года разделение полномочий между различными институтами власти.
Все признаки серьезного конфликта налицо, а обе стороны идти на уступки не хотят. Без особого риска ошибиться можно предположить, что правительство Беаты Шидло не признает этот вердикт Конституционного трибунала так же, как аналогичное решение, принятое судом еще в марте. Накануне официального объявления вердикта Трибунала Ярослав Качиньский публично объявил любое решение суда, не признающее закон, противозаконным и добавил, что находит решение суда «забавным». Главный польский суд, не признав закон, по его мнению, вступил в войну на стороне политической элиты, которой не по пути с народом Польши.
Правящей партии необходимо продержаться до декабря. В конце года уйдет в отставку нынешний председатель Конституционного трибунала Анджей Жеплиньский с остальными судьями, что позволит правительству взять Трибунал под свой полный контроль.
Брюссель, как нетрудно догадаться, полностью поддерживает судей. Еврокомиссия неоднократно призывала польские власти оставить главный суд страны в покое. Своим упрямством польские националисты создали прецедент общеевропейского масштаба. ЕК впервые в истории существования Евросоюза начала в январе этого года разбирательство всех обстоятельств политического кризиса в Польше. Она проверяет, не идут ли действия правительства вразрез с принципами демократии и европейских ценностей.
На первом этапе Еврокомиссия признала поправки к закону о Конституционном трибунале Польши угрозой демократическим принципам. На втором, в конце июля ЕК предложила Варшаве в течение трех месяцев предпринять меры для исправления опасной ситуации. Если польские власти откажутся идти на компромисс, что представляется вполне реальным сценарием развития дальнейших событий, то Брюссель угрожает задействовать седьмую статью Лиссабонского договора, подразумевающую лишение государства нарушителя прав голоса.
В конфликт в Польше, конечно, не преминули вмешаться и американцы, считающие своим долгом «защищать» демократию по всему земному шару. Барак Обама, к примеру, поднимал вопрос Конституционного трибунала в ходе встречи с президентом Дудой на недавнем саммите НАТО в Варшаве, но не добился от польской стороны никаких уступок.
Наказать евро
Конечно, лишение страны права голоса — мера очень радикальная. Еврокомиссия никогда раньше к ней не прибегала и, скорее всего, постарается избежать ее и сейчас. Наказать же строптивую Варшаву побольнее, но не так радикально можно, например, евро.
В Страсбурге, втором центре объединенной Европы, где располагается Европарламент (ЕП), на самом высоком уровне призывают перекрыть Польше кислород и уменьшить или вовсе отменить дотации, которые она, как и все остальные члены Евросоюза, получает из Брюсселя. Причем, Варшава является одним из наиболее крупных их получателей в Европе.
Перекрыть финансовый кислород европарламентарии предлагают не только Польше, но и Венгрии, которая до осени прошлого года была главной «черной овцой» объединенной Европы, а сейчас уступила этот неофициальный статус полякам.
Вспомнить о политике двойных стандартов или Евросоюзах с буквами «А» и «В» заставляет и то обстоятельство, что по времени призывы финансово наказать Варшаву и Будапешт совпали с окончательным отказом Брюсселя штрафовать Португалию и Испанию, систематически нарушающих, в отличие от Венгрии и Польши, прописанный в уставе ЕС запрет иметь дефицит бюджета выше 3% от ВВП. В Еврокомиссии неоднократно предупреждали Лиссабон и Мадрид о необходимости сокращения дефицитов бюджета и угрожали штрафами, которые, к слову, могут достигать вполне приличных сумм — 0,2% от ВВП. Однако, воз, как говорится, и поныне там. Португалия и Испания также, кстати, как и Франция, до сих пор не снизили свои дефициты до требуемого уровня. У Португалии он на 1 января 2016 г. составлял 4,4% вместо планировавшихся ЕК 2,5%, а у Испании — 5,1% вместо 4,2%. Можно напомнить и о том, что сейчас Рим ведет переговоры с Брюсселем о значительных послаблениях для Италии по дефициту. Можно не сомневаться, что итальянское правительство добьется своего и тоже получит как минимум отсрочку.
Ни одного из старых членов Евросоюза за нарушение Пакта стабильности и роста так и не наказали. Париж перестали пугать штрафами и дали очередную отсрочку раньше, а Лиссабону и Мадриду буквально на днях. Одновременно в высших эшелонах власти Европы переключились на другие цели. «Во что бы то ни стало нужно упорядочить и ужесточить правила распределения фондов, — заявила на прошлой неделе в интервью авторитетному немецкому изданию Die Welt видный евродепутат, глава комитета ЕП по контролю над бюджетом Ингеборга Грассле. — Страны, не уважающие европейские законы и недостаточно активно принимающие мигрантов, должны быть их (фондов) лишены».
По данным журнала Politico, Германия является крупнейшим донором ЕС. Она внесла в бюджет Союза в прошлом году на 14,3 млрд евро больше, чем получила. Польша и Венгрия, а также все остальные страны Восточной Европы — получают больше, чем отдают. Варшава и Будапешт получили в 2015 г. от ЕК на 9,4 и 4,6 млрд евро соответственно больше того, что внесли. Всего же за 2004−15 годы Варшава получила 85 млрд евро, а внесла 20. В бюджете Евросоюза на 2014−20 гг. Польше выделены почти 106 млрд евро. Этих денег всех или частично и предлагает лишить Варшаву Ингеборга Грассле.
Следует отметить, что у себя на родине, в Германии, г-жа Грассле является далеко не последним членом Христианско-демократического союза (CDU), возглавляющего правящую коалицию. Не очень верится, что такой опытный политик станет делать столь громкие заявления на свой страх и риск, без согласования с руководством партии и, вероятно, ее лидером, канцлером Ангелой Меркель.
То обстоятельство, что атаку на евросоюзовских строптивцев на прошлой неделе предприняла не одна Ингеборга Грассле, едва ли случайно. Как и едва ли случайно то, что вторым автором идеи перекрыть финансовый кислород странам, не подчиняющимся Еврокомиссии, тоже стал немец. Обращает на себя внимание, что в беседе с корреспондентом Die Welt вице-президент Европарламента Александр Граф Ламбсдорф пошел дальше коллеги и в отличие от нее в качестве жертв прямо назвал Польшу и Венгрию: «При составлении этой осенью евросоюзовского бюджета федеральное правительство должно приложить все силы для того, чтобы получатели финансовой помощи типа Польши и Венгрии проявляли больше солидарности в вопросе о беженцах и больше внимания уделяли соблюдению европейских ценностей».
Участие в атаке на Польшу именно немецких политиков тоже, конечно, не случайно. Отношения между Берлином и Варшавой по причинам исторического характера всегда оставляли желать лучшего, но при «Гражданской платформе» они были вполне сносными и даже союзническими. Однако с приходом к власти консервативных националистов из «Права и справедливости» все изменилось. Ярослав Качиньский с правительством Шидло намерен проводить и проводит не только антибрюссельскую, но и антигерманскую политику, что, конечно же, не остается незамеченным в Берлине и не может устраивать ФРГ.
Добрая ссора
Призывы видных немецких политиков наказать Польшу евро, очевидно, являются пробным шаром. В Брюсселе их пока не комментируют. В Еврокомиссии, похоже, ждут реакции от Варшавы. Еврочиновники наверняка еще не потеряли надежду, что упрямые поляки не станут доводить дело до упомянутых выше крайностей и пойдут на компромисс. Насколько справедливы эти ожидания, покажет, конечно, время, но судя по риторике и поведению польского руководства вполне вероятно нарастание конфронтации как по Конституционному трибуналу и беженцам, так и по другим проблемам. Ярослав Качиньский, главный сейчас в Польше политик, явно предпочитает добрую ссору с Еврокомиссией плохому миру. Его не сделали более уступчивым, как надеялись многие политологи, даже недавние визиты Барака Обамы и папы Франциска.
Лидер PiS игнорирует попытки Вашингтона наставить Польшу на путь истинный, тем самым, похоже, бросая вызов еще и Белому дому. Не удивительно, что раздраженные американцы одобрили решение ЕК предъявить Варшаве ультиматум по закону о Конституционном трибунале.
PiS намерен урегулировать кризис на своих условиях. Правительство хочет, чтобы решение спорного вопроса о судьях Трибунала принималось в Сейме, где у него явное большинство. Если же дело дойдет до наказаний или штрафов, то Качиньский угрожает пожаловаться на Еврокомиссию в Европейский суд справедливости.
Лидер PiS явно надеется дотянуть до конца года и взять Конституционный суд под свой контроль. Он рассчитывает, что Брюсселю и Вашингтону сейчас не до Варшавы, что ЕК ослабил Brexit, и что следующие несколько месяцев в высших эшелонах власти объединенной Европы будет царить хаос и неразбериха. В Польше, кстати, его непримиримая позиция пользуется поддержкой. По крайней мере, PiS по популярности по-прежнему далеко опережает остальные политические партии и движения. Оппозиция в последние месяцы сильно ослабла. Например, «Гражданскую платформу» сейчас раздирают внутренние противоречия…
Возражая против упреков в двойных стандартах, сторонники Евросоюза, конечно, могут сказать, что штрафы за нарушение правила об уровне дефицита госбюджета — чистая экономика, а вот штрафные санкции за отказ принимать мигрантов и нарушения демократических принципов и свобод — это уже политика. Но это объяснение, кстати, слишком поверхностное и легковесное, не дает права Брюсселю и представителям западных стран относиться к коллегам с востока континента, как к людям второго сорта. Между тем, в Польше и Венгрии, а также в других странах Восточной Европы политику Еврокомиссии квалифицируют именно как политику двойных стандартов.
EADaily. 19.08.2016.