Неопределенность в экономике грозит второй волной кризиса после 2018 года

Ольга Соловьева

В преддверии выборов некоторые авторитетные аналитические центры, которые ранее давали альтернативные правительственным проектировкам оценки, пересмотрели свои прогнозы и заметили некоторые улучшения в российской экономике. Хотя, даже по обновленным, более оптимистичным прогнозам, в 2017 году экономика страны так и не сможет перейти к росту. Просто вместо рецессии будет стагнация, следует из материалов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Между тем в Высшей школе экономике (ВШЭ) предупреждают, что сохраняющаяся неопределенность вполне способна обернуться второй волной кризиса после 2018 года.

В предвыборный 2017 год российская экономика так и не сможет перейти к росту. А значит, нас ждет еще один застойный год. Такие прогнозы содержатся в обновленном макроэкономическом прогнозе, подготовленном специалистами ЦМАКП. В лучшем случае ВВП РФ «подрастет» в следующем году лишь на 0,5%, в худшем – мы увидим нулевую динамику: ни роста, ни падения. Оптимистичный и пессимистичный варианты прогноза различаются прежде всего по заложенной в них стоимости нефти марки Urals. В оптимистичном прогнозе она дорожает до 55 долл. за баррель к 2019 году, в пессимистичном – колеблется около 40 долл. за баррель в течение ближайших трех-четырех лет.

При этом, согласно оптимистичному прогнозу, инвестиции в основной капитал в следующем году увеличатся на 2,3%, оборот розничной торговли вырастет на 1,4%, заработная плата граждан – на 2%, реальные располагаемые доходы населения – на 2,2%. По пессимистичному прогнозу, рост инвестиций в основной капитал будет близок к нулю (на 0,4%), оборот розничной торговли увеличится на 0,7%, зарплаты населения – на 1%, реальные располагаемые доходы – на 1,1%. Заметим, по итогам первого полугодия реальные располагаемые денежные доходы населения продолжили падение, сократившись почти на 5%.

Текущий прогноз ЦМАКПа отличается от его же собственных расчетов, сделанных в начале этого года. Сейчас и хороший, и плохой прогнозы предполагают, что рецессия в 2017 году все же уже закончится. А ранее эксперты центра допускали окончание рецессии в 2017 году только при самом благоприятном развитии ситуации. Базовый же прогноз ЦМАКПа тогда исходил из того, что в 2017 году ВВП РФ сократится на 0,3% и начнет расти лишь в 2018-м – на 1,9%. Был еще кризисный сценарий: по нему в 2017 году страну ждал спад на 2,2%, а в 2018-м – рост на 1%.

Заметны отличия и по динамике заработных плат и реальных доходов населения. Так, в случае реализации кризисного сценария реальные заработные платы населения останутся в 2017 году в минусовых значениях – около 4%. В итоге вполне могло оказаться так, что к концу 2017 года по сравнению с 2014 годом реальная заработная плата населения сократится более чем на 20%, не исключали в начале этого года в ЦМАКПе (см. «НГ» от 29.01.16).

Ранее, напомним, корректировали свои прогнозы и западные аналитики. Например, по новой оценке американского банка Morgan Stanley, в 2017 году российская экономика вырастет на 1,4%. По оценке Международного валютного фонда, ВВП страны также перейдет в следующем году в плюс, увеличившись на 1%.

В то же время в Высшей школе экономики более осторожны в прогнозах. «По итогам первого полугодия 2016-го экономический спад составил 0,8% год к году. По итогам всего текущего года стоит ждать рецессию. Падение скорее всего будет больше 1%», – сообщил вчера «НГ» замдиректора Центра развития ВШЭ Валерий Миронов. Так что и в 2017 году российская экономка вряд ли перейдет в рост, считает эксперт.

«Сейчас нет факторов, способных стимулировать экономический рост. Нет притока инвестиций. В итоге в следующем году нас ждет стагнация», – продолжает Миронов. В первую очередь, уточняет он, мешает росту фактор неопределенности. «Мы живем в ситуации, когда не просто высокие риски, но нет сценария, при котором эти риски можно было бы просчитать», – поясняет эксперт. По его мнению, о такой неопределенности говорят и действия властей: «Уже год правительство не может просчитать долгосрочный прогноз. И если этого не могут сделать власти, то что говорить о самих предприятиях?»

Более того, как предупреждает Миронов, после 2017 года ситуация может стать даже еще хуже: «К концу 2017 года будет исчерпан Резервный фонд, что в итоге может привести ко второй волне кризиса в 2018–2019 годах».

В Центре конъюнктурных исследований ВШЭ тоже сообщают, что в июле, так же как и четыре месяца назад, основным фактором, лимитирующим рост производства, остается «неопределенность экономической ситуации». На этот фактор указывают более половины опрошенных центром респондентов. О таких же факторах, как «недостаточный спрос на продукцию предприятия внутри страны» и «недостаток финансовых средств», говорили 47% и 39% предпринимателей соответственно.

Хотя, несмотря на преобладание в последних опросах негативных оценок, 75% руководителей сообщили об «удовлетворительной» общей экономической ситуации своих предприятий. Год назад доля таких респондентов составляла 72%. Причем 6% участников опроса констатировали «благоприятную» ситуацию, и лишь 19% руководителей предприятий оценили текущую ситуацию как «неудовлетворительную», замечают в центре. «То есть, анализируя текущее поведение отрасли и ожидания респондентов, можно предположить, что промышленность по итогам 2016 года преодолеет нулевую отметку и войдет в положительную, хотя и низкую зону роста», – не исключает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. Напомним, по итогам первого полугодия промышленное производство в РФ выросло на 0,4%. Однако, по мнению эксперта, в условиях бюджетного дефицита вряд ли этот слабый рост будет устойчивым и продолжительным.

Независимая газета. 01.08.2016

Читайте также: