К какому бою готовит ОДКБ белорусских миротворцев?
Юридический прецедент участия белорусских военных в международных операциях по поддержанию мира был создан шесть лет назад.
Александр Шпаковский напоминает, что юридический прецедент участия белорусских военных в международных операциях по поддержанию мира был создан шесть лет назад.
Плановые учения ОДКБ "Нерушимое братство 2016", которые прошли в Беларуси на 230-ом общевойсковом полигоне "Обуз-Лесновский", примечательны тем, что проводились во взаимодействии с представительством ООН в Беларуси, сотрудники Секретариата ООН и Международного Комитета Красного Креста присутствовали в качестве наблюдателей.
Впервые КМС ОДКБ получили мандат Совета Безопасности ООН, а в основе замысла находилось выполнение миротворческих задач в ходе проведения современных комплексных операций по поддержанию мира (ОПМ).
Проще говоря, речь идет о том, что отныне подразделения ОДКБ, в том числе белорусские военнослужащие, потенциально могут быть задействованы в миротворческих операциях ООН в различных точках планеты и уже готовятся к выполнению непростой миссии "голубых касок".
Центральная Азия — ключевой регион
"Тяжело в учении, легко в бою", — говорил великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Возникает вполне логичный вопрос: к какому бою готовит ОДКБ отечественных миротворцев?
Судя по штатным компонентам учения: создание буферных зон, разведение условных противников, блокирование и разоружение боевиков, сопровождение гуманитарных грузов в обстановке массового прибытия беженцев, КМС ОДКБ готовятся действовать в условиях локального вооруженного конфликта, находящегося в "горячей" стадии.
Определенным новшеством является использование подразделений психологической борьбы и информационного противоборства, которые призваны сформировать "международное доверие" к миротворческой операции. Соответственно, специалисты ОДКБ прогнозируют, что возможная миссия Организации далеко не всеми в мире будет встречена доброжелательно, для чего потребуется дать достойный отпор попыткам дезинформационных провокаций.
География локальных конфликтов в современном мире достаточно обширна: Европа, Африка, Латинская Америка, Азия и пр., однако, по всей вероятности, стоит рассуждать о возможностях применения КСМ ОДКБ в ОПМ на постсоветском пространстве. Причем, если конфликты в Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии приобрели так называемый "потенциальный" или "тлеющий" характер, то вооруженное противоборство в зоне Нагорного Карабаха и на Донбассе является как раз таки "горячим". Еще одним регионом потенциального применения миротворческих сил ОДКБ может быть Центральная Азия, где в трех республиках из пяти в краткосрочной перспективе ожидается транзит власти.
С учетом нарастающих внутренних противоречий, заинтересованности международного терроризма и некоторых иных внешних сил в дестабилизации региона, в случае развития негативного сценария представляется, что именно ЦА в гораздо большей степени вероятно, нежели Донбасс или Карабах, станет зоной применения миротворческих сил ОДКБ.
Необходимо понимать, что центральноазиатские республики традиционно считаются "мягким подбрюшьем" России, а их роль в проектах ЕврАзЭС и "экономического пояса Шелкового пути" сложно переоценить, поэтому для предотвращения, а, в случае необходимости, оперативного купирования конфликта, в этом регионе будут задействованы все возможные силы и средства. ОДКБ давно и последовательно занимается укреплением системы безопасности в Центральной Азии: по линии организации Республике Казахстан, Республике Таджикистан и Киргизской Республике оказываются материальная, военно-техническая и иные виды помощи. Например, Республика Беларусь еще в 2013-ом году приняла решение о бесплатном обучении таджикских офицеров в учреждениях военного образования нашей страны.
Юридический прецедент давно создан
Естественно, любая информация о вероятном применении белорусских вооруженных сил за рубежом вызывает определенную тревогу в нашем обществе, особенно на фоне еще не заживших ран от "выполнения интернационального долга в Афганистане". Однако нужно отметить, что, во-первых, такая возможность прорабатывается пока только в качестве гипотетической, а во-вторых, у белорусских военных уже есть ограниченный, но достаточно успешный опыт участия в миротворческих операциях под мандатом ООН.
С 2006 года наша страна участвует в программе НАТО "Партнерство ради мира", в рамках которой на базе 103‑й гвардейской отдельной мобильной бригады сформирована миротворческая рота с постоянным и переменным составом. Кроме того, осуществляется системная подготовка отечественных военнослужащих с привлечением белорусских инструкторов и специалистов учебных центров миротворческих сил государств НАТО.
Северо-западного оперативного командования в Минске По результатам подготовки в рамках ПАРП в Беларуси уже сложился устойчивый резерв солдат и офицеров, пригодных для участия в операциях по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН.
Соответственно, с августа 2010 года и до настоящего момента представители Вооруженных сил Республики Беларусь выполняют миротворческие функции в составе Временных сил ООН в Ливане. Всего за указанный период времени службу в ливанской миссии Временных сил прошли 15 белорусских военнослужащих.
То есть юридический прецедент участия белорусских военных в международных операциях по поддержанию мира создан еще шесть лет назад. На настоящем этапе Беларусь не планирует отправлять значительные контингенты миротворцев в зоны конфликта, однако быстро изменяющаяся в худшую сторону международная обстановка диктует свои правила. Соответственно, будет более адекватным вместе с союзниками по ОДКБ в случае необходимости остановить угрозу вдали от наших границ, чем позже бороться с последствиями зарубежного конфликта уже в нашем приграничье, а то и внутри страны.
Sputnik. 29.08.2016