Казахстану надо привлекать бизнес к переговорам в ЕАЭС

Казахстану необходимо подключить Национальную палату предпринимателей Казахстана "Атамекен" к переговорам в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для отстаивания экономических интересов страны, считает политолог Досым Сатпаев.

Политолог отметил, что с момента создания предшественника ЕАЭС — Таможенного союза в 2010 году — он довольно скептически относился к этому интеграционному проекту, однако сейчас Сатпаев в своих оценках "довольно стабилен".

"Надо очень жестко отстаивать экономические, национальные интересы. То есть при разработке тех или иных документов, попытках унифицировать законодательство, казахстанские переговорщики должны жестко, пункт за пунктом отстаивать экономические интересы Казахстана. Не надо гнать лошадей и куда-то торопиться. Меня удивляют эти разговоры о том, что создали ЕАЭС и по плану к 2020 году должны думать о создании единой валюты. Куда вы торопитесь? Кто торопит? Спешка здесь вредит", — сказал Сатпаев в интервью ИА Новости-Казахстан.

Он добавил, что необходимо четко и конкретно всем участникам ЕАЭС "очертить — кто мы, и какую функцию будем выполнять".

"Когда создавали Таможенный союз, то интересы бизнеса не учитывались. Союз создавали политики. На данный момент ситуация должна быть исправлена. Раз уж проект экономический, то и мнения бизнеса должны быть учтены. Казахстанского в том числе… У казахстанского бизнеса есть определенный опыт, они хорошо знают все нюансы в отличие от многих наших чиновников. Если они активное участие будут принимать, то тогда, возможно, многие моменты мы сможем прояснить", — подчеркнул политолог.

Сатпаев констатирует негативное влияние политических процессов на экономику, приведя в пример снижение товарооборота между Казахстаном и Украиной, который мог произойти из-за ситуации, сложившейся между Россией и Украиной.

"Буквально недавно прочитал статистические сводки, где видно, что товарооборот между Казахстаном и Украиной упал на 40% за первые полгода в 2016 году по сравнению с прошлым годом. В рамках ЕЭАС мы наблюдаем определенные прохладные отношения между Казахстаном и Арменией. Здесь связано с конфликтами, которые имеет Армения с Азербайджаном, а Азербайджан является одним из важных партнеров Казахстана в рамках Совета сотрудничества тюркоязычных государств. То есть мы четко наблюдаем, что когда геополитический процесс доминирует, это всегда вредит экономике", — пояснил политолог.

"Может наступить такой момент, что в будущем наша республика может выйти из ЕАЭС. Все-таки, говорить об ЕАЭС как об удачном проекте не стоит. Мы пока видим больше проблем, новых возникающих вопросов, чем продуктивную работу, которой можно было бы похвастаться. Пока такой работы нет… Думаю, что определенный час икс может наступить после транзита власти. Когда в Казахстане может поменяться и внешняя политика. Этого тоже нельзя исключать", — заключил Сатпаев.

При этом официальная казахстанская статистика выводы Сатпаева если и подтверждает, то только частично. По данным комитета по статистике министерства национальной экономики, на ЕАЭС приходится пятая часть всего объема взаимной торговли республики с другими государствами. Так, с января по май 2016 года (последнее обновление на сайте комитета по статистике в части внешнеторгового оборота страны) взаимная торговля со странами-членами Евразийского союза составила 20,3% от всего внешнеторгового оборота страны.

Для сравнения – такой колосс мировой торговли и ближайший сосед Казахстана, позволяющий торговать с собой без особых логистических затрат, как Китай, занимает всего 13% в общем объеме внешней торговли республики. Страны Европейского Союза во внешней торговле пока, безусловно, значительно "перевешивают" ЕАЭС с 38% от общего объема, но здесь основную "массу" дает Италия (11%), но в основе этого показателя лежит казахстанская нефть. Не случайно по итогам 2015 года казахстанско-итальянский товарооборот в абсолютных стоимостных цифрах сократился аж на 45%, не просев столь значительно в "тоннах": падение нефтяных цен потянуло за собой и абсолютные показатели.

Статистика подтверждает выводы Сатпаева о торговле Казахстана с Арменией : в удельном весе общего товарооборота Казахстана 991 тысяча долларов (экспорт на 42 тысячи долларов и импорт – на 949 тысяч) взаимного оборота с этой страной в 2016 году не позволяет претендовать даже на 0,1 %. Но тут стоить отметить, что и Азербайджан от Армении в торговле с Казахстаном недалеко ушел – на него по итогам пяти месяцев этого года приходится всего 0,2% общего товарооборота. В абсолютных цифрах этот разрыв выглядит устрашающе: в стоимостном выражении наша торговля с Азербайджаном тянет аж на 50 миллионов долларов. Но есть одно "маленькое но": еще в 2013 году в первом полугодии Казахстан и Азербайджан наторговали на 179 миллионов долларов.

То есть начало взаимодействия в ЕАЭС с Арменией для Казахстана пришлось в аккурат на тот период, когда у него начал падать товарооборот со всеми республиками Закавказья. Так что делать далеко идущие выводы о якобы прохладных взаимоотношениях Астаны и Еревана на основании низкого товарооборота не стоит: истинную картину возможностей двусторонней торговли между Казахстаном и Арменией можно будет замерить только на фоне общего роста этой торговли. А пока этот рост отрицательный по всем фронтам – и по евразийскому, и по тюркскому, и по СНГ, и по европейскому, и по азиатскому направлениям.

Так что низкий старт торговли с Арменией – это для Казахстана не исключение, а подтверждение общей негативной тенденции сжимания внешних рынков. Ну и, наконец, сила притяжения России во взаимной торговле остается по показателям гораздо выше притяжения КНР (Российская Федерация занимает по итогам пяти месяцев 2016 года 19,2% в общем объеме торговли Казахстана с другими странами, Китай, как уже говорилось выше – 13%).
Так что говорить о том, то участие в экономическом "Шелковом пути" может стать для Казахстана альтернативой ЕАЭС как минимум рано. К тому же Пекин наверняка заинтересован во всевозможном подключении Москвы к этому проекту: во-первых, Китай в этом случае нашел бы со-спонсора для многих проектов данного направления, во-вторых, как ни крути, территория РФ – это кратчайший и наименее затратный путь в Европу из Центральной Азии.

Поэтому не исключено, что проекты по созданию Евразийского союза и по реконструкции Шелкового пути в один прекрасный день сойдутся в одно направление. Особенно, если КНР свой интерес к созданию зоны свободной торговли с ЕАЭС превратит в документально подтвержденное соглашение. А уж в случае аналогичных действий Индии Евразийский союз получит такое магистральное логистическое разветвление — на запад, восток и на юг, что вряд ли кто-то будет всерьез думать о выходе из него.

ЕЭАС — международное интеграционное экономическое объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства и функционирующее с 1 января 2015 года. Сейчас членами ЕАЭС являются Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.

Новости-Казахстан. 12. 08.2106

 

Читайте также: