Экономика России: после ненастья придет хорошая погода
Юсукэ Оцубо
МВФ 14 июля опубликовал прогноз экономики России: в 2016 году ожидается ужесточение условий займа и сокращение реальных доходов. В соответствии с этим прогнозом, на фоне сокращения инвестиций экономический рост, как и прежде, будет отрицательным и составит минус 1,2%, однако он был скорректирован в лучшую сторону: ранее ожидалось, что отрицательный рост составит 1,5%.
Более того, предполагается, что в 2017 году рост достигнет 1% на фоне снятия денежных ограничений и восстановления внутреннего спроса.
При этом цена на нефть, которая служит предпосылкой для этого прогноза, в 2016 году составит 42,2 доллара, в 2017 году — 48,8 доллара. Между тем, реальный уровень нефтяных цен выше этого показателя. Есть вероятность, что показатель роста ВВП будет скорректирован в лучшую сторону.
Действительно, рост ВВП в первом квартале 2016 года, опубликованный Счетной палатой РФ в начале июля, составил минус 1,2%, что оказалось ниже рыночного прогноза.
В прошлой статье я рассказал о том, что российские власти уверены в восстановлении экономики. Я думаю, также необходимо пояснить, почему даже МВФ, критически и пессимистично настроенный в отношении российской экономики, улучшил свой прогноз.
Большинство японских СМИ пишут, что под влиянием западных экономических санкций российская экономика оказалась в сложной ситуации, однако пришло время подготовить новые слова для описания ситуации.
Прежде всего, экономика России начала восстанавливаться благодаря росту нефтяных цен.
Еще одна причина заключается в том, что экономическая структура начала адаптироваться к низкому курсу рубля. Другими словами, она начала использовать низкий курс в свою пользу. Например, в сфере сельского хозяйства и легкой промышленности Россия развивает импортозамещение.
Россия сталкивалась с экономическим кризисом в 1998 и 2008 году. Каждый раз, когда происходил обвал рубля, Россия начинала развивать импортозамещение. Тем не менее складывается впечатление, что в этот раз импортозамещение находится на качественно ином уровне.
Импортозамещение в сельском хозяйстве
Россия обладает большой площадью пахотных угодий. У нее есть потенциал превратиться в мощную сельскохозяйственную страну. Если лететь из Москвы на юг, то из иллюминатора видны поля и теплицы размеров, немыслимых для Японии.
Тем не менее, поскольку благодаря высоким ценам на нефть рубль долгое время занимал крепкие позиции, россияне не производили овощи, мясо и другие продукты питания. Возникла система, при которой многие продукты Россия импортировала из зарубежных стран.
Сложившуюся ситуацию пришлось менять после того, как в связи с крымским конфликтом западные страны ввели антироссийские санкции, а российские власти пошли на ответные меры, наложив эмбарго на импорт продуктов.
Естественно, продукты можно импортировать не только из западных стран, однако правительство России решило оказывать активную поддержку производству продуктов внутри страны и с точки зрения пищевой безопасности.
На днях мне удалось посетить овощные теплицы, находящиеся в двух часах езды на автомобиле на юг от Москвы. Стройка началась в феврале 2015 года и завершилась через десять месяцев. На пяти гектарах сейчас выращивают огурцы.
Сами теплицы намного больше тех, которые можно увидеть в Японии.
Высота теплиц, которые сделаны из стального каркаса и стекла, составляет примерно пять-шесть метров. Площадь одной теплицы составляет один гектар. Они настолько большие, что внутри сложно рассмотреть противоположную стену.
Здесь применяются новейшая голландская технология и оборудование для выращивания растений с использованием минерализованной воды. Овощи растут круглый год.
Этим летом планируется расширить площадь до 22 гектаров для того, чтобы начать выращивать помидоры. Стройка идет полным ходом. По словам директора, это не самая большая теплица в России. Площадь еще будет увеличиваться.
Меня угостили огурцом с грядки. В теплице выращивают круглые огурцы длиной около десяти сантиметров, которые часто используют для засолки.
По словам сотрудников, благодаря использованию органических удобрений огурцы можно есть немытыми. Что касается вкуса, то, по словам россиянина, который приехал вместе со мной, огурцы очень вкусные.
Я не специалист по сельскому хозяйству, поэтому не могу дать оценку этому предприятию. Тем не менее у меня возникли сомнения: будет ли такое громадное хозяйство приносить прибыль. Я напрямую спросил об этом директора, на что он ответил, что, если бы это было не выгодно, он бы этим не занимался.
Есть рациональные причины на то, что в России появились такие крупные поля.
Во-первых, сельское хозяйство в России было акционировано. В 1990-е годы в основном приватизировались государственные энергетические компании (так появились олигархи), а в 2000-е годы началась приватизация сельскохозяйственного сектора.
Российские и иностранные инвесторы, заметившие потенциал российского сельского хозяйства, скупили по низким ценам запущенные колхозы и совхозы, акционировали их, некоторые даже внесли акции в официальный список.
То, что компания является публичной, означает, что она способна привлечь капитал и расшириться.
Во-вторых, российские власти предоставляют финансовую помощь сельскому хозяйству, в частности тепличному выращиванию овощей.
Я не узнавал, существует ли соответствующее законодательство, однако, по словам людей, работающих в этой сфере, 40% расходов на строительство теплиц покрывает государство.
В последние годы многие крупные сельскохозяйственные компании и инвестиционные группы при помощи этой системы строят теплицы, площадь которых составляет несколько десятков гектаров.
Если посмотреть на полки московских супермаркетов, становится очевидно, что импортозамещение в сфере сельского хозяйства оказывает благотворное влияние на российскую пищевую промышленность. Мясные и молочные продукты российского производства заменили товары, которые раньше обычно импортировали из Европы.
В последние годы появилось даже российское вино, которое стали включать в свой ассортимент высококлассные рестораны. Цены примерно соответствуют вину, которое производится в Чили, ЮАР и Грузии.
Импортозамещение в сфере модной одежды
Также интерес для меня представляет текстильная промышленность, а точнее производство модной одежды.
До обвала рубля Россия была желанным клиентом для известных западных брендов.
Естественно, и сейчас у большинства этих брендов есть магазины в Москве, однако былой успешности уже нет. При этом в последнее время я часто вижу модную одежду, разработанную и произведенную в России.
Приведу несколько примеров.
В одном из элитных торговых центров я обнаружил повседневную одежду для молодежи, которую производит «Запорожец Heritage».
«Запорожец» — это небольшой советский автомобиль. Это слово — синоним плохого качества. Но у простых людей эта машина вызывает теплые чувства. Крайне интересно, что предприниматели решили использовать это слово для бренда модной одежды.
Также в Москве есть бутик «Grunge John Orchestra. Explosion». Название английское, но на этикетке написано «Сделано в Москве, Россия».
Это основательный бренд, который производит совместные модели с компанией Adidas. Одежда, произведенная под этим брендом, продается в дорогих универмагах.
Футболка стоит примерно от восьми до десяти тысяч йен (около 5-7 тысяч рублей — прим. ИноСМИ). Это недешево, но говорят, что этот бренд популярен среди молодежи. Несмотря на то, что одежда производится в России, она отличается хорошим качеством и дизайном. При этом есть потребители, которые могут заплатить за эту продукцию.
Что касается российской экономики, то запоздалое восстановление потребительского рынка тормозит оживление экономической ситуации.
Потребительский кризис во многом связан со снижением реальных доходов, однако я полагаю, что одна из причин также заключается в том, что в результате обвала рубля и экономических санкций исчезли высококачественные импортные товары, к которым так привыкли российские потребители.
Я думаю, что, если осуществляемое в настоящий момент импортозамещение восполнит не только количественный, но и качественный спрос на российском рынке, темпы восстановления потребительского сектора ускорятся.
Иносми.ру. 04.08.2016