В Украине растет запрос на сильную руку
Татьяна Ивженко
Война в Донбассе, уровень жизни и состояние экономики – проблемы, которые большинство украинцев считает приоритетными для страны. Поскольку действующая власть отвечает на запросы граждан больше словом, чем делом, в Украине нарастают ожидания сильной руки. Но настроения в обществе разнонаправленны, из чего эксперты делают вывод: осенью возможен бунт, однако он не перерастет в революцию.
Опрос о приоритетных для украинцев проблемах проводился в конце мая Киевским международным институтом социологии (КМИС). В нем приняли участие более 2 тыс. респондентов из 108 населенных пунктов (опрос не проводился в тех районах Донбасса, которые Украиной не контролируются). Требовалось из предоставленного перечня выбрать не более трех самых главных для отвечающего проблем, при этом предоставлялась возможность указать свой вариант.
Обработав полученные ответы, КМИС сформировал таблицу приоритетных, с точки зрения граждан, проблем страны. На первое место вышли война на востоке (71,6%), уровень жизни (60,5%), экономическая ситуация (45,9%). Проблема безопасности государства волнует почти 21% граждан. Далее с отрывом следуют политическая ситуация внутри страны (15,3%), отношения с Россией (13,9%), проблема роста преступности (13,4%). Остальные вопросы из списка набрали значительно меньше голосов. Например, отношения с ЕС и вопрос о присоединении Крыма к РФ считают приоритетными около 6,1% и 5,8% соответственно, межнациональные отношения в Украине – 3,6%, статус русского языка – 0,5%.
В риторике украинской власти прослеживается тот же порядок приоритетности проблем: больше всего говорят о войне и экономике. Но, судя по настроениям в обществе, люди перестали верить в искренность заявлений. В начале лета несколько социологических служб сообщили, что украинцы не надеются на возможность решить конфликт в Донбассе путем выполнения Минских соглашений. Исследование, проведенное компанией R&B Group, показало, что около 61% считают, что президент Украины Петр Порошенко «избрал в целом неверную политику в отношении разрешения кризиса на востоке Украины». При этом 22,5% «в целом не поддерживают» выполнение Украиной Минских соглашений. Поддерживают Порошенко в этом вопросе 19%.
Политический эксперт Тарас Чорновил сказал «НГ», что такие результаты вполне ожидаемы: «Если в стране война, на которой гибнут люди, то эта проблема всегда и обязательно является приоритетной для общества, как иначе? Но вот если задать вопрос, как прекратить эту войну, люди ответят по-разному: есть те, кто готов идти до победного конца, другая крайность – мир любой ценой. Часть общества, это не секрет, желает отделить территорию, подконтрольную ДНР и ЛНР, и забыть о ней. Но есть и те, кто говорит: «А за что тогда погибли наши люди? Ни пяди родной земли не отдадим!» Когда в обществе нет единства по этому вопросу, вряд ли стоит ожидать массовой поддержки действий власти, какие бы шаги эта власть ни предлагала. Кому-то не нравятся Минские соглашения, а кто-то не хочет, чтобы увеличивались расходы госбюджета на армию. Что бы ни предприняла власть, найдутся те, кто будет ее критиковать».
Если в вопросе с Донбассом действительно нет единого мнения о путях прекращения конфликта, то в экономических вопросах мнение украинцев более консолидированно. Об этом можно судить, например, по соцопросу, проведенному фондом «Демократические инициативы» им. И. Кучерива и Центром Разумкова. Выяснилось, что украинцы не верят в успех реформ, провозглашенных властью (28% – абсолютно, 37% имеют слабую надежду на успех, около 30% все еще надеются, что ситуация изменится к лучшему). Если год назад 30% готовы были списать экономические проблемы на войну в Донбассе, то сейчас только 21% граждан готовы сделать такую скидку власти. В середине 2016-го украинцы назвали главными причинами кризиса коррумпированность представителей власти (67%), олигархизацию экономики (58%), некомпетентное управление социальной и экономической сферами со стороны политического руководства государства (46%), отсутствие у власти стратегического видения развития (34%).
Около 40% украинцев назвали свое материальное положение невыносимым и заявили, что дольше терпеть не могут. Социолог Ирина Бекешкина, комментируя этот показатель, отметила, что опрос проводился в то время, когда украинцы еще не ощутили стремительного повышения тарифов на газ и услуги ЖКХ. Учитывая этот фактор, влияющий на положение граждан, она выразила опасения, что осенью в Украине возможен социальный взрыв.
Вопрос в том, на кого он будет направлен. Тот же опрос показал, что украинцы склонны не доверять Верховной раде и правительству. Тормозом реформ 55% назвали олигархов, 51% – бюрократию и чиновников, 38% – конкретно правительство, 36% – главу государства. На 9% за год (до 28%) уменьшилось число тех, кто верит в способность президента Порошенко продвигать эффективные экономические реформы.
На этом фоне социологи фиксируют запрос общества на сильную руку в государственном управлении. Эту тенденцию подтверждают разные исследовательские центры, но данные отличаются в зависимости от того, как сформулирован вопрос. Политолог Константин Бондаренко отметил, что результаты исследования, проведенного в мае КМИС, свидетельствуют о том, что около 80% граждан мечтают о сильном руководителе государства, о лидере с диктаторскими замашками. Бондаренко уточнил, что эти настроения в начале лета отразились и на уровне симпатий к радикальным партиям и к тем политическим лидерам, которые известны своей жесткой риторикой. На первые места вышли Юлия Тимошенко, Олег Ляшко и Надежда Савченко. Последняя, кстати, недавно прямо заявила: «Чтобы изменить полномочия президента, структуру страны, законы перезапустить (чтобы они действовали для людей), побороть коррупцию – надо стать таким диктатором, который имеет все в своих руках. Для того чтобы вернуть эту власть народу и сделать так, чтобы больше никогда власти у народа не забрали».
Правда, на прямой вопрос о том, хотят ли украинцы диктатуры во главе с жестким лидером, украинцы отвечают осторожнее. По данным опроса, проведенного в мае же по заказу общественной организации «Украинский институт будущего», поддержали такую идею 41,3% граждан, не поддержали 52,5%.
Социологи отмечают, что такие данные свидетельствуют скорее не о запросе на диктатуру, предполагающую ограничение свобод, а об ожидании лидера, способного установить законность и справедливый порядок в стране. «Людям очень тяжело живется. Если власть не найдет способ быстро исправить экономическую ситуацию, провести настоящие реформы, дающие старт развитию, то возможны два сценария. Либо бунт (с примечанием, что протесты с социально-экономическими требованиями обычно не приводят к революциям), либо общество погрузится в глубокую депрессию. Последнее гораздо опаснее. Ведь революции делаются из-за ощущения несправедливости, униженности, разочарования, потери надежды. У нас об этом, к счастью, речь пока не идет. Все не настолько плохо, конечно», – отметил Тарас Чорновил.
Хотя социологи фиксируют и рост протестных настроений, и запрос на сильную руку, однако они считают, что украинцы не поддержат военный переворот или сценарий прихода к власти диктатора. Об этом можно судить по результатам опроса «Демократических инициатив» и Центра Разумкова. Говоря о том, кто может стать двигателем реформ в Украине, 22% назвали население страны, 19% – общественные и волонтерские организации.
Независимая газета. 29.07.2016