На выборах в Монголии выиграли оппозиционеры
Пророссийских сил в стране нет, бизнес уходит
Нина Ильина
Оппозиционная Монгольская народная партия одержала абсолютную победу на прошедших в среду парламентских выборах. Оппозиционеры завоевали 65 из 76 мест в великом государственном хурале, в то время как бывшая правящая демократическая партия получила лишь девять мест (на прошлых выборах – 37), еще один мандат ушел независимому кандидату и один – Монгольской народной революционной партии. Народная партия теперь сформирует правительство и назначит премьера и председателя хурала.
Демократическая партия пришла к власти на парламентских выборах 2012 г., до этого 12 лет в стране правила Народная партия. Против демократов сыграла плохая экономическая конъюнктура: накануне прошлых, 2011 г., выборов в стране был зафиксирован рекордный рост ВВП – 17,3%, Всемирный банк прогнозировал ежегодный рост в 15%, а Монголию стали называть «азиатским волком». Однако после 2012 г. резко упали цены на полезные ископаемые – основу монгольского экспорта, прежде всего на медь и уголь, существенно замедлился рост экономики Китая – главного торгового партнера Монголии, куда идет почти 90% монгольского экспорта, а также значительно выросли внешняя задолженность и дефицит бюджета страны. В 2016–2017 гг. Всемирный банк прогнозирует рост экономики Монголии лишь на уровне 1%.
Экономика действительно стала главной темой предвыборной кампании, однако помимо внешних факторов против демократов сыграли и их собственные просчеты, считает заведующий сектором Монголии Института востоковедения РАН Владимир Грайворонский: «Они сделали ряд ошибок: много обещали, но мало что сделали. Впрочем, обе главные партии могут посоревноваться в популизме: Народная партия во время нахождения у власти обещала каждому монголу выдать по 1,5 млн тугриков в счет будущих дивидендов от добычи полезных ископаемых, но свои обещания не сдержала и власть потеряла. То, что демократы сейчас проиграют, было предсказуемо, однако стало настоящим сюрпризом, что проиграли они так разгромно». В настоящее время политическая система в Монголии двухпартийная, третьи силы есть, но они еще недостаточно окрепли и конкурировать с этими двумя не могут, добавляет Грайворонский.
В советские времена Монголию называли 16-й республикой СССР – настолько близким союзником для Москвы она была, однако в настоящее время пророссийских сил в стране нет и эта карта в предвыборной кампании не разыгрывалась, считает эксперт: «В концепции внешней политики Монголии приоритетом значатся и Москва, и Пекин, монголы все-таки Китая побаиваются и хотят иметь ему противовес. Однако экономически за эти годы Китай, конечно, вырвался далеко вперед и по факту является приоритетом». Российские компании могут конкурировать в сфере железных дорог и добыче полезных ископаемых, но и тут наблюдается отход, продолжает Грайворонский: «На днях «Ростех» продал монгольской стороне 49% акций в совместных предприятиях «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет». Ранее у нас были планы экономически встроить монгольскую железную дорогу в Транссибирскую магистраль и начать добычу урана в стране, однако реализованы они не были. В планах у монголов строительство ГЭС, которая может высушить Байкал, и нефтеперерабатывающих заводов, которые снизят зависимость от российских энергоносителей – а это 90% нашего экспорта – и сократят наш товарооборот. Против инвесторов играет нестабильная политическая ситуация в Монголии и то, что монголы постоянно свое законодательство меняют. В настоящее время крупных совместных проектов у нас нет, наших инвестиций там мало, пока мы из Монголии скорее уходим».