Киев готовит транзитный удар по Москве

Ольга Соловьева

Российско-украинская транзитная война разгорается. На границе из-за введения РФ дополнительных транзитных ограничений простаивают десятки железнодорожных вагонов, следовавших из Украины в Казахстан и Киргизию. Останавливают украинские грузы и на российско-белорусской границе. Новые правила стоят украинской экономике около миллиарда долларов. Украинский Совбез готовит новый экономический залп по торговле с РФ.

«По состоянию на 16.00 8 июля на границе Украины с Российской Федерацией задержаны 30 железнодорожных вагонов, следовавших в Казахстан и Киргизию. Один из вагонов был отправлен по другому маршруту, еще 29 вагонов остаются на границе», – сообщало УНИАН со ссылкой на данные Минэкономразвития и торговли (МЭРТ) Украины.

Осложнения движения для украинского транспорта наблюдаются и на границе Беларуси с Россией. «По информации, полученной от украинских перевозчиков, в пункте пропуска Редьки–Красное находятся около 20 украинских автомобилей и около 50 автомобилей с регистрацией других стран», – указывают в украинском МЭРТ.

Национальная палата предпринимателей Казахстана приводит не менее впечатляющие данные. Более 20 автотранспортных средств и 80 вагонов с товарами из Украины, предназначенными для Казахстана, простаивают на российско-белорусском участке государственной границы, сообщают в палате. И информация по простаивающим машинам и вагонам меняется ежечасно.

Напомним, с 1 июля Россия ввела дополнительные меры в отношении транзита украинских товаров по своей территории. Если с 1 января этого года был запрещен транзит в Казахстан, то спустя полгода список пополнился Киргизией. Также новые меры предусматривают продление срока действия продуктового эмбарго в отношении ряда украинских товаров до 31 декабря 2017 года и полный запрет на транзит товаров, подпадающих под действие эмбарго или предполагающих взимание пошлин. В соответствии с новым документом международные транзитные автомобильные и железнодорожные перевозки грузов с территории Украины через территорию РФ должны осуществляться только с территории Беларуси. А грузы должны быть опломбированы с применением спутниковой системы ГЛОНАСС (см. «НГ» от 05.07.16).

Новые торговые ограничения России означают фактически полную остановку украинского транзита в Казахстан и Киргизию, говорит торговый представитель Украины Наталья Микольская. Так, по данным МЭРТ Украины, в первом квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года экспорт из Украины в Казахстан сократился на 49%. А в другие страны этого региона (Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан, Грузия, Армения, Кыргызстан и Таджикистан) – на 48%. И, по разным оценкам, потери украинских производителей от введенных Россией санкций превышают миллиард долларов.

Украинским грузам теперь приходится искать обходные пути. Однако их не так уж и много, объясняет глава Мининфраструктуры Украины Владимир Омелян. «Альтернативные маршруты у нас есть. К сожалению, это пока только вариант Шелкового пути. Но есть вариант пользования транзитными государствами в обход России. Это удорожает себестоимость нашей продукции», – объясняет украинский министр. Грузоперевозки через Шелковый путь пока являются рентабельными не для всех групп товаров украинского транзита, уточняет Микольская.

«Понятие «Шелковый путь» используется для названия более 20 транспортных маршрутов. Если быть точнее, речь идет о Транскаспийском коридоре (маршрут из Китая в Европу в обход РФ)», – объяснял РИА Новости эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры Александр Кава. Именно он может использоваться украинскими грузоотправителями для отправки товаров в Казахстан и Киргизию. «Но нужно понимать, что предложенные Россией ограничения в виде отправки грузов через Белоруссию – это все равно более дешевый вариант, чем пользование Транскаспийским коридором», – считает он. С подобными оценками соглашается и зампредправления Национальной палаты предпринимателей Казахстана Дана Жунусова. Те импортеры, которые уже проехали по маршруту в обход РФ, говорят об увеличении транспортных издержек на 5–7 тыс. долл. с каждой фуры или с каждого контейнера, говорит Жунусова.

На изменение правил транзита бурно реагируют в самой Незалежной. Вначале кабинет министров Украины призвал Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) «безотлагательно рассмотреть вопрос введения ответных мер на новые торговые и транзитные ограничения». «Я думаю, правительство также примет ряд решений, чтобы адекватно реагировать», – еще в среду говорил премьер Украины Владимир Гройсман. В субботу в эфире телеканала «112 Украина» Владимир Омелян заявил, что Украина может ввести не зеркальные, а асимметричные меры в отношении России. «По этой ситуации мы разработали сразу план мероприятий с нашей стороны. Мы не хотим нарушать законодательство, в частности, в части наших обязательств по ВТО, и эти предложения сейчас находятся у премьер-министра», – сказал Омелян. По его словам, эти предложения будут представлены в ближайшее время для принятия окончательного решения. «Мы считаем, что, безусловно, асимметричные действия должны быть. Определенная асимметрия будет соблюдена, мы бы не хотели применять зеркальный ответ по состоянию на сегодня, но посмотрим, какое будет окончательное решение принято», – заявил министр.

Однако Россия значительно меньше зависит от транзита через Украину. Поэтому даже его полный зеркальный запрет окажется менее болезненным для России, чем для Украины.

В правительстве Украины официально пока не уточняют характер возможных мер, ссылаясь на необходимость предварительного подсчета убытков и согласование с министерствами. В то же время источник УНИАН в правительстве отметил, что «украинский ответ» может включать ограничение российского транзита и повышение таможенных пошлин даже вопреки правилам ВТО.

Асимметричный ответ Киева может быть практически любым, заявил «НГ» замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. «От украинской стороны вполне можно ожидать и запрета на транзит российских товаров через свою территорию. В такой ситуации политические действия могут и не учитывать экономику. Главное – ответить громко и демонстративно, пусть в этом и не будет особого смысла», – предполагает эксперт. К тому же в текущей ситуации Незалежная и не может ответить симметрично. «Нужно понимать, что главное условие по транспортировке грузов – это наличие пломб с ГЛОНАССом, чтобы украинские товары случайно не забрели в российские регионы. Зеркальным ответом было бы решение повесить пломбы GPS на российские грузы, следующие транзитом через Украину в страны ЕС», – поясняет он. В этом же действии нет смысла – эти товары и так туда едут, подчеркивает эксперт.

Теоретически Киев может ограничить транзит по украинской территории российского газа в Европу. Однако эксперты считают этот сценарий маловероятным. «Украина вряд ли в данной ситуации нанесет самой себе ущерб», – говорит аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. Страны ЕС сейчас активно закачивают российский газ в подземные хранилища газа (ПХГ), чтобы обеспечить бесперебойную подачу топлива в отопительный сезон, напоминает член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. «Помимо прочего Украина, напрямую не покупая у нас газ, все же приобретает его реверсным способом у европейских поставщиков и заполняет собственные ПХГ. Если украинцы перекроют транзит, то «выстрелят в голову» и европейцам, и себе», – считает эксперт. Учитывая переговоры Киева с европейцами о новом кредите на покупку российского газа и перспективы тяжбы «Нафтогаза Украины» с «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже, Украине не следует препятствовать поставкам российского топлива через свою территорию, уточняет Касаев.

Независимая газета. 11.07.2016

Читайте также: