Есть резервы повышения эффективности СНГ
Кирилл Соков
Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев сообщил о предстоящем в сентябре этого года принятии программы повышения эффективности Содружества. Несмотря на скепсис политиков и экспертов, не устающих напоминать о том, что СНГ было создано для «цивилизованного развода» республик бывшего СССР и эта задача решена, организация имеет большой и во многом еще не задействованный потенциал для развития.
Программу повышения эффективности Содружества планируется принять на юбилейном саммите СНГ, который состоится в начале осени в Бишкеке. В секретариате организации насчет ее будущего исполнены оптимизма. По словам С. Лебедева, СНГ остается активным участником сотрудничества многих государств бывшего СССР, что подтверждают результаты недавно прошедшего в столице Киргизии заседания глав правительств.
Кроме того, 15 июня в Москве прошло 70-е заседание Совета министров обороны государств-участников СНГ, в котором приняли участие делегации Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана, а также представители Исполнительного комитета СНГ и секретариата Совета министров обороны Содружества. Так что 25-летний рубеж – хороший повод для того, чтобы оценить пройденный СНГ путь и попытаться выяснить перспективы его развития.
Содружество смогло объединить отнюдь не все республики бывшего СССР, и далеко не все из них в настоящее время принимают активное участие в деятельности организации. От членства в СНГ сразу же отказались прибалтийские страны, взявшие курс на присоединение к НАТО и Евросоюзу. Остальные 12 союзных республик в начале 1990-х вступили в Содружество. Однако Туркменистан и Украина ратифицировали соглашение о создании СНГ, но не ратифицировали его устав. Поэтому юридически они являются государствами-учредителями, не будучи при этом равноправными членами Содружества.
Эта особенность всегда забывается, когда Украина, например, заявляет о желании выйти из СНГ, не будучи при этом его полноправным участником. Позиция Ашхабада и Киева была связана с желанием сохранить связи с другими странами СНГ, максимально дистанцировавшись при этом от его деятельности. После «пятидневной войны» с Южной Осетией в августе 2008 г. СНГ покинула Грузия. В 2014 г. ее примеру хотела последовать и Украина, но на практике до выхода дело не дошло. В итоге формально СНГ сегодня объединяет 11 из 15 республик бывшего СССР, на деле же в работе организации участвуют лишь 8-9 государств.
За прошедшие четверть века превратиться в полноценную международную организацию наподобие Евразийского экономического союза и даже Шанхайской организации сотрудничества СНГ не смогло. На это есть свои причины. Становление бывших союзных республик, обладавших в составе СССР лишь формальными атрибутами государственности, в качестве реальных суверенных государств требовало их определенного дистанцирования как от бывшей метрополии в лице России, так и друг от друга. Формирование национальных государств вело к оформлению этнических элит, которым требовалось идеологическое обоснование их пребывания у власти. В результате местные историки начали активно писать о негативной роли Российской империи и СССР, первая из которых «угнетала свои национальные окраины», а второй уделял якобы недостаточно внимания их развитию. Экономические и политические интересы самих государств СНГ оказались слишком разными, и между многими из них возникли острые конфликты. Усиление дезинтеграционных процессов в этих условиях было практически неизбежным, и единственное, что могло сделать Содружество, это замедлить их развитие.
На сегодняшний день СНГ представляет собой совокупность международных соглашений, регулирующих отношения участников организации в различных сферах, а также площадку для обсуждения общих проблем. В качестве субъекта международных отношений Содружество, имеющее собственные органы управления, фактически не выступает. Такой принцип был заложен еще в период формирования организации. В соответствии с Алма-Атинской декларацией, принятой 21 декабря 1991 г., СНГ «не является ни государством, ни надгосударственным образованием».
Вместе с тем целый ряд институтов Содружества доказали свою востребованность в качестве совещательных органов, призванных вырабатывать принципы взаимодействия стран СНГ в той или иной сфере. Прежде всего, это касается силовых структур, таких как советы министров обороны, министров внутренних дел, пограничных войск, руководителей органов безопасности и спецслужб стран СНГ, которые формируют общие подходы в сфере обороны и безопасности. Кроме того, в рамках Содружества действуют Объединенная система ПВО СНГ, охватывающая Россию, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан, и Антитеррористический центр, который координирует усилия спецслужб в области противодействия терроризму.
Несмотря на ряд противоречий и даже конфликтов между отдельными членами СНГ, Содружество продолжает доказывать свою нужность всем без исключения государствам, входящим в его состав (на последнем саммите в казахстанском Бурабае 16 октября 2015 г.)
В условиях нарастания угроз по всему периметру границ Содружества именно военное сотрудничество остается одной из тех составляющих, которые не позволяют ему окончательно распасться или частично войти в сферу влияния других государств, прежде всего ЕС и Китая. Особую роль в этом плане играют усиление нестабильности в Афганистане, граничащем с тремя из пяти республик Средней Азии, а также деятельность ИГ в Сирии и Ираке, представляющая потенциальную угрозу СНГ на кавказском направлении. «В этой непростой ситуации организация имеющегося потенциала оборонного сотрудничества государств СНГ представляется одним из ключевых элементов, способствующих снижению влияния негативных факторов, обеспечению надежной защиты и безопасного развития наших стран и народов», – заявил 15 июня на заседании Совета министров обороны стран СНГ С. Лебедев. Большинство участников этого совета одновременно являются членами ОДКБ. Но в деятельности последней не участвуют Азербайджан, имеющий крайне натянутые отношения с Арменией, а также Узбекистан. Тем не менее совещания руководителей силовых структур являются одной из немногих возможностей собрать за общим столом представителей военных ведомств большинства республик, когда-то входивших в состав Советского Союза.
При этом в недавней истории Содружества есть и примеры успешных интеграционных проектов, главным из которых является Зона свободной торговли. Соглашение о ее создании было подписано в 2011 г., и в течение довольно короткого периода времени к нему присоединились девять стран СНГ – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Украина и Узбекистан. О значимости зоны свободной торговли СНГ говорит тот факт, что именно попытка Украины совместить членство в ней с подписанием соглашения об интеграции с ЕС стала одной из главных причин полномасштабного кризиса в отношениях между Россией и Западом.
С 1 января нынешнего года действие ЗСТ между Россией и Украиной было прекращено, что вызвало обвал украинского экспорта. По оценке Национального банка Украины, в 2016 г. украинский экспорт в РФ упал на 31%, или 1,3 млрд. долл., тогда как в 2015 г. падение составило всего 12,1%. В результате доля России в украинском экспорте на протяжении первого квартала нынешнего года составила всего 7,5%, сократившись за два года почти втрое. Причем виноваты в этом не столько введенное РФ продуктовое эмбарго и прекращение действия ЗСТ СНГ, сколько политика самого Киева, запретившего поставки в РФ продукции военного и двойного назначения. В итоге из промышленно развитой страны Украины быстро превращается в аграрную.
Содружество сегодня переживает непростые времена, связанные как с глубоким экономическим кризисом в РФ, так и попытками Запада разорвать единое некогда пространство бывшего СССР и включить его в сферу своего влияния. Примерами этой политики служат соглашения о евроинтеграции с Молдавией, Грузией и Украиной, последнее из которых обернулось затяжным геополитическим кризисом.
Вместе с тем в деятельности СНГ, особенно его военных структур и зоны свободной торговли, есть и позитивные моменты. Несмотря на пассивную позицию ряда стран, ни одна из них не заявляла о намерении покинуть организацию. Не случайно по итогам заседания Совета глав правительств, прошедшего 7 июня в Киргизии, большинство делегаций заявили о необходимости сохранить и совершенствовать СНГ, которое до сих пор объединяет большинство республик постСССР и является единственной организацией такого рода. Прекращение его деятельности приведет к дальнейшей фрагментации евразийского геополитического пространства, которая будет только на руку внешним силам.
В то же время объединить в рамках СНГ все республики бывшего СССР, даже за исключением тех, чья внешняя политика уже ориентирована на Запад, скорее всего, не удастся. Поэтому целесообразно сосредоточиться на формировании в Содружестве «интеграционного ядра», которое по аналогии с ЕАЭС было бы заинтересовано в его развитии и выступало движущей силой интеграции. Позитивную роль в развитии СНГ способны сыграть проекты формирования единых рынков в различных сегментах экономики, которые объединили бы его участников на основе общих экономических интересов.
Крайне слабо используется потенциал гуманитарного сотрудничества, где огромную роль способно сыграть продвижение русского языка как средства международного общения. В перспективе не исключено сближение Содружества с ЕАЭС, примером которого является подписанный в июне между Электроэнергетическим советом СНГ и Евразийской экономической комиссией план совместных мероприятий.
____________
Фото – http://www.newskaz.ru/politics/20151016/9952499.html