Что имеем, то храним

Целый месяц «СВ» вспоминало товары и продукты, которыми в советские времена славилась Беларусь. И мы, и наши читатели заметили, что подавляющее большинство из этих брендов успешно существует и сейчас. В чем секрет такого долголетия, и как в Беларуси сохранили и преобразили наследие советской промышленности? Ответы мы искали вместе с ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, кандидатом экономических наук Алексеем Шурубовичем.

Без шоковой терапии

- Как Минску удалось не растерять предприятия в «лихие 90-е»?

- В первую очередь дело здесь в правильном выборе модели рыночной трансформации, предполагающей плавный переход к рыночным отношениям при активной регулирующей роли государства. Этот вариант «мягкого» вхождения в рынок позволил Беларуси сохранить практически все крупнейшие предприятия, включая «брендовые». А вот в России и других странах СНГ выбрали «шоковую терапию».

- В непростое время после распада СССР это потребовало от руководства республики серьезных усилий?

- Власти Беларуси не стеснялись применять меры стимулирования роста производства, в том числе прямую бюджетную поддержку предприятий, льготное их кредитование, налоговые преференции и другие инструменты. Для госпредприятий устанавливались обязательные для выполнения прогнозные показатели. Не допускалось массовое закрытие заводов и фабрик с неизбежным резким ростом безработицы, что имело не только экономическое, но и важное социальное значение.

Интеграция в помощь

- Как отразились на экономике Беларуси интеграционные процессы, которые были запущены вскоре после распада СССР?

- Они выступили как еще один важный элемент сохранения каркаса национальной промышленности. В частности, предприятия республики стали получать энергоресурсы из России по льготным ценам, а для их продукции открылся более обширный рынок соседнего государства.

- Какие решения руководства страны были определяющими для промышленности и экономики в 90-е годы?

- Можно выделить три документа. Во-первых, программа неотложных мер по выходу экономики из кризиса 1994 года. Она помогла остановить рост цен и создала предпосылки для развития экономики страны. Во-вторых, основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 годы. Перспективной была названа модель социально ориентированной рыночной экономики, а также обозначены приоритеты: рост объемов экспорта, расширение жилищного строительства и увеличение производства продуктов.

И третье, программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998 - 2015 годы. В ней были выбраны самые перспективные направления, на которых нужно сконцентрировать максимум сил и средств, и предлагалась ориентация на наукоемкие производства.

- Можно ли оценить, в какой стране, скажем так, справились лучше с переходом на рыночные рельсы?

- В Беларуси развитие промышленности, как и других ведущих отраслей экономики, с середины 1990 годов было предметом государственного внимания и регулирования, хоть иногда и чрезмерного. Принимались соответствующие документы, включая упомянутые программы, строго контролировалось их выполнение. В промышленности, безусловно, доминирует государственная собственность.

Приватизация проводится относительно медленными темпами и затрагивает в основном малые и средние предприятия, тогда как «командные высоты» остаются в руках государства. Белорусский подход к развитию промышленности и экономики в целом имеет свои недостатки, однако он оказался продуктивнее российского, о чем говорят сравнительные данные по развитию промышленности двух стран за постсоветский период.

Уже в 2000 году республика добилась роста промышленного производства на 2 процента к уровню 1991 года. В России, для сравнения, оно снизилось за этот период на 43 процента. В 2015 году промпроизводство в Беларуси, несмотря на трудности последних лет, составило 224,7 процента к 1991-му.

- В чем отличие путей, которые в развитии промышленности выбрали для себя Россия и Беларусь?

- В России развитию промышленности много лет почти не уделяли внимания на государственном уровне. Считалось, что «невидимая рука» рынка расставит все по своим местам. Термин «промышленная политика» применительно к РФ до последнего времени отвергался на официальном уровне, Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» был принят лишь в декабре 2014-го. В 1990-х годах проводился курс на «обвальную приватизацию» предприятий, включая стратегические предприятия ключевых отраслей. Многие из них перешли в руки иностранных инвесторов.

- К чему это привело?

- К быстрой деградации российской промышленности, усилению ее технологического отставания от промышленности высокоразвитых стран.

- Если так, может, России будет полезен опыт соседей? Особенно в нынешних геополитических условиях.

- России, на мой взгляд, необходимо отказаться от нынешней экономической политики и значительно усилить регулирующую роль государства в хозяйственной жизни. Стоит усилить поддержку реального сектора экономики через льготное кредитование, налоговые преференции. Одновременно нужно ужесточить контроль за движением средств, ввести ограничение вывоза капитала за границу. Все эти меры с большим или меньшим успехом применялись в Беларуси. Господдержка промышленности стала важным фактором быстрого роста производства, а меры валютного регулирования обеспечивали относительную финансовую стабильность. Поэтому России следует внимательно присмотреться к белорусскому опыту госрегулирования экономики.

Беседовал Дмитрий Козуров

Союзное Вече. 29.06.2016

Читайте также: