Репутация государства

Государства, как и люди, имеют репутацию, которая не обязательно совпадает с репутацией ее политических руководителей, хотя их суммарный авторитет, выражающийся во внешней и внутренней политике государства, наряду с социокультурными традициями страны является важнейшей составляющей ее имиджа.

Россия два года назад провозгласила заботу об улучшении своего имиджа государственной задачей. Это было и разумно, и своевременно, так как события, происходившие в стране в 90-е годы, уж слишком сильно подорвали ее международный авторитет. Для ее решения были предприняты необходимые организационные усилия - вплоть до создания специальных теле- и радиоканалов, подбора соответствующего персонала, специалистов и создания для них режима наибольшего благоприятствования.

Окупаются ли затраты?

По большому счету, пока нет. Возможно, одна из причин этого в качестве привлеченных специалистов. Действительно, один из главных политтехнологов страны советует президенту России дважды поздравлять с победой проигравшего выборы кандидата в президенты Украины. Другой - не менее главный, в популярном радиоэфире предлагает танками направить на путь истинный ту же самую страну, и его эмоциональный призыв антироссийски настроенные политики на Украине тиражируют тысячекратно через местные радиостанции, чтобы все-все это слышали. Так что проблема профессионализма советников актуальна.

По-видимому, именно этим в значительной мере объясняется тот удивительный факт, что сегодня Россия окружена полукольцом не очень дружественных государств - Грузия, Украина, Молдова, страны Балтии, а теперь еще и Белоруссия. Это тем более удивительно, что их население не испытывает никакой неприязни к населению России.

Но антилатвийская, антиэстонская, антиукраинская, антимолдавская, антигрузинская, антипольская - какая следующая? - кампании, сменяющие одна другую, это еще и следствие непонимания многими представителями нынешней российской номенклатуры реального положения вещей. Они никак не могут осознать, что бывшие советские республики - сегодня самостоятельные, суверенные государства. Главное же, независимые от России. И удорожание поставляемых им энергоресурсов здесь ничего не меняет. Вновь ожившая презрительная риторика в духе - «без ас не проживут», «сами приползут» - ныне еще более бессмысленна, чем в начале 90-х.

Складывается впечатление, что некоторые главы соседних государств -бывших союзных республик, - зная легко предсказуемую «имперскую» реакцию России, специально ее провоцируют, чтобы выставить на всеобщее осуждение, а себе заработать политический капитал в глазах мировой общественности. С горечью приходится признать, что нефтяные и газовые скандалы, нанесли российскому имиджу гораздо больший урон, чем имиджу ее соседей. Конечно, их основанное на заниженных ценах на газ многолетнее экономическое иждивенчество без благодарности неприятно. И с этим нужно что-то делать, но только грамотнее, тоньше, умнее. Трудно поверить, что среди современных российских аналитиков нет никого, кто мог бы рассчитать - пусть не на два-три, но хотя бы на один ход вперед - последствия внезапной замены пряников на кнут. Чтобы премьер-министру

России не приходилось признавать публично, что допустили ошибку.

Недавно, эстонские национал-радикалы затеяли политическую возню вокруг памятника советским воинам в Таллине. Принятый под их давлением закон о сносе запрещенных сооружений, противоречит Конституции Эстонской Республики. Это единодушно отмечают здесь многие авторитетные юристы. Радикалов можно понять - приближаются мартовские выборы в парламент, а у партий этой ориентации большие проблемы с сохранением позиций в Государственном собрании страны. Следовательно, нужно «разогревать» электорат. Но это еще и провокационный вызов России, ожидаемая реакция которой, по мнению авторов такого сценария, поможет добавить им голоса эстонских избирателей 4 марта. Тем более что эстонцам, да и многим другим в Европе хорошо известно, что в России до сих пор не захоронены десятки тысяч защитников отечества, погибших во Второй мировой войне. В этом смысле для нас Великая Отечественная война еще не закончилась, и представление в глазах мирового сообщества о нашем государстве не улучшилось. Вспомним, знаменитый Мясной бор в Ленинградской области, где особенно много брошенных своим государством останков героев, - совсем рядом с Эстонией.

Разумеется, эти два эпизода прямо не связаны, но моральный подтекст четко просматривается. В такой ситуации гнев депутатов Госдумы, вызванный предложением перенести воинский прах с одного места, где за ним ухаживали почти 16 лет после распада Союза, на другое, более тихое место, где, в этом можно не сомневаться, за ним будут также ухаживать и последующие годы, представляется не столь уж праведным. В Эстонии более сотни захоронений советских воинов, и все они содержатся в надлежащем порядке. Можно не сомневаться, что после выборов буря, поднятая политическими экстремистами, утихнет, и памятник бронзовому солдату останется на своем месте, по крайней мере, в обозримом будущем.
Конечно, инициатива эстонского парламента несвоевременна, уж слишком много сегодня страстей кипит вокруг памятника на Тыннисмяги, раскалывая общество. Но России нужно научиться выдерживать умеренный, спокойный тон в отношении событий в другой стране. Ведь у нас тоже постоянно выдвигаются предложения освободить главную площадь столицы страны от функции погоста. И мы признаем, что делать это так же несвоевременно, и нам не нужно раскалывать общество. Решительно высказав свою оценку происходящего вокруг памятника, надо дать возможность эстонским радикалам в предвыборной истерике самим завести себя в двусмысленное положение, так как общественное мнение Европы не приемлет их поэтизации фашизма.

Большая страна, как и большой политик, всегда на виду. То, что прощается маленькому государству, долго помнится большому. В полной мере это ощущают на себе США, наделавшие за президентство Буша множество серьезных ошибок, вызвавших резкий рост антиамериканизма во всем мире. Тем самым подтверждается известный тезис: ощущение собственной силы часто рождает ощущение безнаказанности, что, в свою очередь, неминуемо приводит к непоправимому - потере чувства меры.

В этом смысле взлет мировых цен на энергоносители играет с Россией злую шутку. И не только в дальнейшей примитивизации промышленности. Эйфория от сознания роли «великой энергетической державы» - а этот фразеологический шедевр не более чем эвфемизм сырьевого придатка развитых стран - приводит к тому, что страны-потребители лихорадочно стремятся от нас избавиться. Сегодня уже появилась такая страна, которая через два-три месяца сможет полностью отказаться от российской нефти. Это - Грузия. К апрелю 2007 г. она планирует все свои потребности в этом виде топлива покрывать за счет азербайджанского и туркменского (шахденизского) источников.

Безусловно, Россия не только должна, она просто обязана, как и любая страна, а тем более великая, заботиться о своем образе в глазах мировой общественности. Не забудем, репутация - это капитал. В его приращении заинтересована не только правящая номенклатура. Не менее, а пожалуй, даже более важно это для рядовых граждан страны, которые на себе ощущают все ее промахи и неудачи. Пока задача улучшения имиджа решается не очень удачно, но будем надеяться, что мы, наконец, научимся это делать.

Руслан Гринберг

Читайте также: