ЕАЭС сегодня представляет собой общую территорию с кучей суверенитетов — Своик
Александра Алёхова
Заместитель министра торговли и интеграции Казахстана Жанель Кушукова раскритиковала торговые барьеры, с которыми сталкиваются казахстанские предприниматели при экспорте товаров.
«Применяемые сегодня во взаимной торговле барьеры не дают в полной мере ощутить нашим предпринимателям выгоды от участия в евразийской экономической интеграции. Основной целью функционирования Евразийского экономического союза является обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Достижение такой цели одномоментно невозможно», – заявила вице-министр Агентству LS.
Также Жанель Кушукова рассказала о том, что в регионах России действуют негласные запреты на казахстанские товары.
«На практике казахстанские производители сталкиваются на региональном уровне с негласными ограничениями и запретами на российских прилавках. Это касается в основном продуктов питания: молочной, пищевой, овощной продукции», – пояснила вице-министр.
Ранее сам министр Бахыт Султанов пригрозил белорусам ответными мерами, если они продолжат чинить препятствия казахстанской алкогольной продукции на белорусских прилавках.
Остаточный принцип торговли
Неужели казахстанские чиновники еще в момент создания ЕАЭС и отворения всех ворот не понимали, что последствия будут именно такими? Своими мыслями на этот счет с медиапорталом 365info поделился экономист Петр Своик.
— Все рассказанное вице-министром интеграции и торговли чистая правда. Дело обстоит именно так, — говорит Своик. — Осталось только спросить руководителей министерства, они-то как планируют определиться дальше — они за торговлю или за интеграцию?
— А вместе никак действительно?
— Некогда вся экономика Казахстана была частью общесоюзной. Никаких внешних дел Казахстан как таковых не имел и взаимодействовал в экономическом плане только с другими частями Советского союза. После распада СССР Казахстан приспосабливался к внешнему рынку как мог.
И это приспособление привело к тому, что торговля внутри стран бывшего Союза сохранилась только по остаточному принципу.
В цифрах это выглядит так. Внешнеторговый оборот Казахстана с третьими странами в 5 раз больше, чем со странами бывшего СССР. Остаточная торговля сохранилась в совершенно невыгодных для Казахстана пропорциях. Вот цифры 2018 года. Экспорт в Россию — 5 млрд 200 млн долларов, импорт оттуда — 13 млрд 200 млн долларов. Отрицательное сальдо 8 млрд долларов в пользу России. Отрицательное сальдо в пользу других стран бывшего СССР тоже не в нашу пользу. По Беларуси мы имеем 500 млн долларов плюсом им и минусом нам.
У нас замечательный торговый баланс с Европой. Потому что большая часть нашей нефти и металлов идет туда. И как раз на европейском балансе мы и держимся за счет плюса в 22 млрд долларов.
Хороший торговый баланс у нас и с Японией, и с Турцией. Даже с громадным Китаем небольшой, но плюс.
Небольшой плюс по соседям у нас только с Кыргызстаном. И только за счет того, что он без нефти. Потребительские товары оттуда идут к нам широким потоком. Но все-таки нефть нужна им еще больше. Отсюда и положительное сальдо.
Суверенитеты и союз несовместимы?
— А что, при создании ЕАЭС не учитывали, что вопрос рано или поздно возникнет?
— Создание ЕАЭС было чисто политическим шагом. В нем экономического содержания почти не было, а что было — вызывает недоумение. Создание ЕАЭС не вышло дальше объединения торговых систем с отменой таможни, но с сохранением всяческих суверенитетов. Суверенитетов над валютами, железной дорогой и электроэнергетикой. И так далее.
Отменили таможню, объединили общее пространство, а на нем ничего общего нет. Там есть только наборы суверенитетов.
Понятно, что Россия в своем суверенном праве всячески тормозит продвижение чужих товаров. Мы тоже пытаемся это делать, но не так великодержавно и не так нахально.
— Наши грозят им ответными санкциями. И к чему это приведет в итоге?
— Я напоминаю, у нас с Россией отрицательное сальдо 8 млрд долларов. Это такая дыра, в которую проваливается и курс тенге, и трансферты из Нацфонда. Ее надо затыкать. И ее пытаются затыкать всеми возможными способами. Но затыкается она плохо. Потому что 8 млрд просто так не заткнешь.
Есть два пути для министерства. Путь первый: жаловаться, грозить ответными мерами, предпринимать ответные меры и только расширять эту дыру не в нашу пользу. Путь второй. Коль скоро самая большая дыра у Казахстана именно с бывшим СССР, значит, надо затыкать ее совместными усилиями.
Начиная с того, что надо объединить компетенции, вынести их на наднациональный уровень там, где это выгодно.
Например, если уж коммунисты построили железную дорогу и общую электроэнергетику, то сегодня совершеннейшее безумие сохранять суверенитет над тем и над другим. Если у нас есть общее экономическое пространство, это безумие сохранять национальные суверенитеты над органами технического, эпидемиологического и фитосанитарного контроля. Если нет, понятно, что участники рынка всячески будут пользоваться этими суверенитетами для своего национального протекционизма и вытеснения братьев.
Торговля при интеграции
— И использовать их в качестве оружия.
— Да. Так что министерству с интересным названием — торговли и интеграции — надо определиться. Торговля и интеграция не пойдет, потому что мы будем получать при такой интеграции только такую торговлю. Должна быть торговля при интеграции.
Если министерство реально хочет налаживать торговлю, прежде всего надо наладить интеграцию и выдвинуть идею интегрирования тех структур, которые обеспечивают общую торговлю. Хотя этому могут быть пустые разговоры с сохранением святой неприкосновенности нашего замечательного тенге. Который кланяется и доллару, и рублю.
Если министерству торговли и интеграции из своих высокопатриотических соображений дороже такой суверенный тенге и дороже сохранять собственную национальную компетенцию над торговлей, тогда нужно согласиться, что то же самое есть у всех. И у узбеков, которые скоро вступят в ЕАЭС. Вот тогда ничего, кроме толкания локтями и меряниями длиной суверенитета, не получится.
Если хотят иметь общее пространство, должна быть общая компетенция. Иначе это или непонимание ситуации, или заведомое спекулирование ситуацией.
365info.kz. 15.11.2019