Пошлины отложили для консультаций

Евгения Крючкова

Во вторник, 30 апреля, на заседании межправительственного совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС) премьер-министры не смогли договориться о распределении таможенных пошлин — в связи с тем что Белоруссия настаивает на их пересмотре, консультации будут продолжаться еще в течение двух-трех недель. Если решение не будет найдено, страны будут вынуждены вернуться к предыдущей схеме распределения — тогда права на часть пошлин лишится Киргизия. Не удается странам и наладить эффективную работу по снятию барьеров на внутреннем рынке. Впрочем, одно из препятствий практически удалось снять — в части ограничения Россией поставок белорусского молока.

Премьер-министры стран «пятерки» во вторник на заседании межправительственного совета ЕАЭС одобрили проект «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтракции и трансфера технологий». Этот проект предусматривает, что в рамках общей сети предприятия смогут находить возможных партнеров, представлять промышленные проекты и вести над ними совместную работу, а также искать сведения о компаниях и подрядчиков для исполнения контрактов. По словам министра Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по внутренним рынкам и информатизации Карине Минасян, в рамках сети будет действовать сервис трансфера технологий, а также к системе смогут присоединяться компании и третьих стран, что позволит увеличить экспортный потенциал стран «пятерки». В ЕЭК оценивают этот проект как «первый реально интеграционный проект» на территории ЕАЭС.

Один из ключевых вопросов повестки — распределение сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами стран «пятерки» — обсуждался в закрытой части. Напомним, сейчас ввозные таможенные пошлины распределяются исходя из следующих пропорций: Армения — 1,22%, Белоруссия — 4,56%, Казахстан — 7%, Киргизия — 1,9%, Россия — 85,26% — эти нормативы действуют до конца года. Четыре страны-участницы выступают за закрепление такого порядка на бессрочной основе. На перераспределении настаивает Минск — либо за счет изменения методики (расчет доли как среднее из объемов импорта из стран вне СНГ, объемов внутреннего потребления импорта, а также объемов уплаченных на территории стран сумм ввозных пошлин), либо за счет проведения «технической корректировки» за счет увеличения доли страны на 1%, который белорусская сторона считает недополученным (см. “Ъ” от 18 апреля). Пока, как рассказал по итогам заседания премьер-министр Дмитрий Медведев, решение по этому вопросу не принято.

«Мы слышим аргументы наших белорусских партнеров, в то же время если мы не договоримся до определенного времени, то все возвращается к прежней модели. И Киргизия (последняя страна, вступившая в союз,— в связи с ее принятием в ЕАЭС нормативы распределения были пересмотрены.— “Ъ”) вообще участие в этом процессе утрачивает»,— сказал российский премьер. По словам господина Медведева, страны договорились «интенсивно поработать» в ближайшие две-три недели и найти решение путем консультаций между правительствами — видимо, решение может быть найдено к встрече глав стран ЕАЭС 29 мая.

В целом премьеры констатировали положительные экономические итоги 2018 года. Как отметил Дмитрий Медведев, «пятерке» удалось выполнить задачу по обеспечению темпов экономического роста в союзе не ниже 2% — в целом по странам ВВП в 2018 году вырос на 2,5%. Товарооборот стран ЕАЭС с третьими государствами увеличился на 19%, взаимная торговля внутри объединения — на 9,9%, а промышленное производство — на 3%.

Несмотря на положительные результаты прошлого года, в этом году наше объединение может столкнуться с серьезными вызовами»,— предупредил премьер-министр Казахстана Аскар Мамин.

По словам господина Мамина, МВФ предсказывает замедление экономического роста в мире в 2019 году на 0,3% (с 3,3% в 2018 году), а международные торговые отношения приобретают более выраженную политику протекционизма. «Это, безусловно, скажется и на ЕАЭС, как на полноправном участнике торговых отношений»,— считает премьер Казахстана.

Практически все премьер-министры сделали акцент на том, что препятствия и барьеры во взаимной торговле стран «пятерки» пока не исчезают. Напомним, готовясь к сегодняшнему заседанию, ЕЭК констатировал, что в 2018 году из 71 препятствия (среди них — 17 барьеров, то есть прямых нарушений норм ЕАЭС) было снято лишь одно ограничение — в комиссии предупреждали о риске сохранения большей части препятствий и по итогам этого года (см. “Ъ” от 23 апреля). Наиболее оптимистично во вторник был настроен Аскар Мамин, полагавший, что выявление новых препятствий говорит о все более тесном сотрудничестве между государствами. Премьер-министр Белоруссии Сергей Румас, напротив, скорее, искал виноватых, спрашивая: «В чем причины роста количества препятствий в торговле — в несовершенстве нашего договора или в правовом нигилизме отдельных государств-членов?» «Все эти препятствия есть во всех экономиках — нет ситуации, когда какая-то экономика (ЕАЭС) стерильна, а другие экономики смотрят с завистью»,— примирительно добавил Дмитрий Медведев.

По словам господина Медведева, работа по «дорожной карте», посвященной снятию барьеров и препятствий, идет «не очень быстрыми темпами».

Впрочем, одно из таких препятствий во вторник обсуждалось отдельно — в повестку по инициативе российской стороны также был включен вопрос об отмене решения ЕЭК, обязывающего Россию не закрывать свой рынок для белорусской молочной продукции при наличии на нее ветеринарных документов (см. “Ъ” от 16 апреля). Как пояснял в преддверии встречи глав правительств «пятерки» заместитель руководителя аппарата правительства Сергей Приходько, вступление в силу этого решения ЕЭК будет приостановлено до того момента, пока «межправсовет не поставит точку в этом вопросе». Сегодня, по словам Дмитрия Медведева, страны сошлись пока на временных ограничениях поставок белорусского молока — затем будут приниматься решения по каждому предприятию. «То есть от секторальных решений мы уходим, но они замещаются решениями на уровне компаний»,—уточнил российский премьер.

Коммерсантъ. 30.04.2019

Читайте также: