Украина: эпоха доминирования майданных политиков подходит к концу?
Перспективы улучшения отношений Киева с Москвой при практически гарантированной победе Владимира Зеленского выглядят более чем туманно. Учитывая, что влияние Запада на украинские политические и экономические элиты существенно превосходит влияние России, прогноз скорее негативный. Но теперь хотя бы есть надежда на то, что эпоха доминирования майданных политиков подходит к концу, пишет Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии.
От этих выборов я не ждал сколь-нибудь существенного потепления в российско-украинских отношениях. До декабря 2018-го предполагалось, что во втором туре выборов встретятся многомесячный лидер рейтинга Юлия Тимошенко и медленно набирающий рейтинговые очки действующий президент Петр Порошенко. Обе эти фигуры представляют оттенки «партии войны», так что ожидать потепления не было ровным счетом никаких оснований. Не было и особой мотивации у жителей Юго-Востока, большинство которых ориентированы на налаживание отношений с РФ, принимать участие в выборах.
«Черный лебедь» пролетел с боем курантов, когда популярный русскоязычный шоумен Владимир Зеленский (родом с промышленного Востока страны) не просто заявил о готовности участвовать в президентских выборах, но и при поддержке одиозного олигарха Игоря Коломойского на принадлежащем ему ТК «1+1» потеснил действующего президента, поздравив граждан страны с наступающим Новым годом раньше Порошенко. Потребовался всего месяц, чтобы Зеленский возглавил рейтинг кандидатов в президенты и удерживал это первенство до дня выборов. Опросы показывали, что он легко победит в первом туре, что вполне ожидаемо и произошло. Единственным сюрпризом первого тура выборов стала экстраординарная активность избирателей Юго-Востока, что и позволило Зеленскому не просто победить, но победить с «разгромным счетом». До этих выборов обычно избиратели Запада и Центра голосовали существенно более активно, чем избиратели Юго-Востока.
Впрочем, Зеленский стал лидером не только в областях Юго-Востока, но во всей стране, исключая три западные области Галичины. Он победил в 20 областях из 25, хотя основной электоральный урожай он все же собрал на Юго-Востоке.
Анализ предвыборной программы Зеленского и немногочисленные его комментарии в ходе кампании не дают основания рассчитывать на потепление отношений с Москвой в случае его победы, но при сравнении с двумя другими, как считалось, потенциальными победителями – Тимошенко и Порошенко Зеленский смотрится как сущий «голубь мира».
Еще одно обстоятельство вносит коррективы в пессимистическую картину ожидания потепления в отношениях Москвы и Киева. Речь о весьма пристойном результате представителя старой «региональной» (в смысле – Партии регионов) элиты Юрия Бойко (около 12%, при том что Тимошенко получила всего на 1,5%, а Порошенко – на 4% больше), позиционирующего себя как выразителя интересов промышленного русскоязычного Юго-Востока. Попытка договориться о выдвижении единого кандидата от Юго-Востока, которую упорно предпринимал имеющий репутацию самого пророссийского политика Украины Виктор Медведчук, не увенчалась успехом из-за позиции украинского олигарха №1 Рината Ахметова, категорически отказавшегося поддержать Юрия Бойко, имевшего самый большой рейтинг из возможных кандидатов от Юго-Востока. Ахметов сделал ставку на экс-губернатора Днепропетровской области во время правления Януковича Александра Вилкула (получил около 4,5%). Оценки итогов голосования в первом туре дают основания допустить весьма высокую вероятность прохождения во второй тур Юрия Бойко (вместо Порошенко) в случае, если бы удалось объединиться вокруг кандидатуры Бойко. Если бы этот план Медведчука удался, общественная атмосфера в стране могла бы поменяться весьма существенно. Конкуренция во втором туре двух русскоязычных кандидатов – одного умеренно проевропейского (Зеленский) и одного отчетливо пророссийского (именно так воспринимался Бойко, особенно после организованного Медведчуком визита в Москву и встречи с премьером Дмитрием Медведевым) – сняла бы навязанную прозападной властью легенду о том, что «украинский народ един в своем стремлении вступить в НАТО». Трудно переоценить насколько радикально поменялась бы атмосфера в Украине в случае такой пары во втором туре.
Увы, этого не случилось и перспективы улучшения отношений с Москвой при практически гарантированной победе Зеленского выглядят более чем туманно. Учитывая, что влияние Запада (прежде всего – США) на украинские политические и экономические элиты существенно превосходит влияние России, прогноз скорее негативный. Но, сказанное выше, тем не менее, оставляет надежду на то, что эпоха доминирования майданных политиков подходит к концу.
В отношении урегулирования противостояния на Донбассе я придерживаюсь той точки зрения, что без потепления (разрядки) отношений России и Запада никаких подвижек ожидать не следует. А разрядка вряд ли случится без этого самого урегулирования. Так, что – никаких иллюзий на этот счет у меня нет. Если конфликт будет в той или иной мере заморожен, я бы считал это успехом. Главное, чтобы перестали стрелять.
Международный дискуссионный клуб "Валдай". 04.04.2019