Стратегическая автономия ЕС в изменчивом мире
Хельга Мария Шмид, генеральный секретарь Европейской службы внешних связей
Поскольку Европа все больше берет на себя ответственность за собственную безопасность, особенно актуальным становится вопрос европейской стратегической автономии, вызывающий жаркие споры. В основе этой идеи лежит простая логика: европейцы должны быть в состоянии отстаивать и реально защищать свои интересы и ценности. Мы хотим, чтобы у нас была возможность сотрудничать с третьими странами на наших условиях.
Всем еще памятны прошлогодние предостережения о том, что международное соперничество между крупными державами может выйти на новый уровень. Более того, обстановка в стратегически важных для нас регионах становится все менее предсказуемой. Сегодня крупные державы открыто оспаривают правила, поддерживающие международный порядок, и хотят навязать свои представления о мире, поделенном на сферы влияния.
Геополитическое соперничество усиливает международную напряженность и предвещает новую опасную «эпоху распространения» с растущими рисками непреднамеренного военного столкновения. Изменение климата угрожает будущему всего человечества, а операции в киберпространстве и дезинформация становятся новым оружием XXI века.
Для Европейского союза ответ на эти проблемы очевиден: лишь многостороннее сотрудничество позволит нам ослабить угрозы. Если мы сохраним единство, у нас будут и инструменты, и политический вес для формирования будущего мирового порядка. Вот почему вместо отказа от международного сотрудничества и глобального партнерства ЕС еще решительнее, чем прежде, намерен укреплять связи со своими партнерами, чтобы вместе противостоять мировым проблемам.
Это касается и Парижского соглашения об изменении климата, и Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе, и Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, и стратегии ЕС по взаимодействию Европы и Азии, и реформы ВТО.
Хотя конечные цели этих соглашений труднодостижимы, мы убеждены, что именно они сделают наш мир более безопасным и процветающим. Это особенно верно сейчас, когда все понимают, что ни одна страна сегодня не способна справиться со всеми угрозами в одиночку. Я убеждена в правильности такого подхода, и то, наши партнеры еще никогда не нуждались в сотрудничестве с ЕС так сильно, как сейчас, говорит само за себя.
При каждой возможности мы не только подчеркиваем необходимость совместных действий, но и переходим к конкретным шагам. ЕС старается расширить международное сотрудничество прежде всего с НАТО, ООН и региональными организациями, такими как Африканский союз (АС) и АСЕАН. Трехстороннее сотрудничество ЕС – АС – ООН по решению общих проблем (например, связанных с миграцией) показывает, что совместно принятые решения способствуют повышению безопасности, стабильности и процветания.
Например, нам необходимо срочно принимать меры для борьбы с изменениями климата – об этом говорится в недавно выпущенном Специальном докладе о глобальном потеплении, подготовленном Межправительственной группой экспертов по изменению климата. Евросоюз сделал все возможное, чтобы работа Международной конференции по климату в Катовице завершилась успешно. Претворив в конкретные дела амбициозные обязательства, взятые на себя на период до 2030 года, ЕС покажет пример остальным. Об этом было заявлено в ходе встречи на высшем уровне по вопросам климата и безопасности, которую Европейский совет провел в июле прошлого года.
ЕС также не отказывается от своих обязательств в сфере безопасности. Европейский совет не только наращивает усилия для эффективного противостояния терроризму и экстремизму внутри своих границ, но и непосредственно действует в других регионах мира, где развернуты 16 его военных и гражданских миссий общей численностью около четырех тысяч человек. Помогая Мали, Нигеру и Центрально-Африканской республике укреплять свои вооруженные силы, содействуя реформе сил безопасности в Ираке, сражаясь с пиратами у побережья Сомали или препятствуя возобновлению боевых действий в Грузии, ЕС укрепляет международную безопасность как в соседних, так и в отдаленных государствах.
Кроме того, ЕС постоянно участвует более чем в сорока переговорных процессах по всему миру – от Колумбии до Йемена и Филиппин – и оказывает финансовую поддержку, оставаясь ведущим донором проектов по развитию и гуманитарной помощи.
Поскольку Европа все больше берет на себя ответственность за собственную безопасность, особенно актуальным становится вопрос европейской стратегической автономии, вызывающий жаркие споры. В основе этой идеи лежит простая логика: европейцы должны быть в состоянии отстаивать и реально защищать свои интересы и ценности. Мы хотим, чтобы у нас была возможность сотрудничать с третьими странами на наших условиях.
Поэтому мы ускорили развитие совместного военного потенциала в рамках Постоянного структурированного сотрудничества. Так, планируется увеличить вложения в Европейский оборонный фонд, оптимизировать структуры военного командования. Уже достигнуты договоренности, чтобы заключить Соглашение о координировании действий по урегулированию кризисных ситуаций. Эти инициативы усилят европейскую составляющую НАТО и повысят общую обороноспособность Европы.
Расширение ответственности также подразумевает большие для ЕС возможности в энергетике, космической сфере, инфраструктурных проектах и других критически важных секторах. Мы, европейцы, не можем допустить дестабилизации и вмешательства в наши дела путем гибридных угроз и кибератак, поэтому намерены укреплять кибербезопасность, повышать уровень защиты данных и препятствовать распространению фейковых сообщений с помощью недавно принятого Плана по противодействию дезинформации.
Кроме того, нам нельзя терять то, чего мы уже добились в области нераспространения оружия массового поражения – например, Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и ядерное соглашение с Ираном, поскольку на кону стоит наша безопасность. Нельзя демонтировать всю имеющуюся на сегодня архитектуру контроля над вооружениями, чтобы начать все сначала. Мы, европейцы, работаем на всех уровнях, добиваясь универсализации и исполнения существующих соглашений, таких как Договор о нераспространении ядерного оружия и Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет. Мы также настаиваем на вступлении в силу Договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний, который мог бы сыграть важную роль в обеспечении полной, верифицируемой и необратимой денуклеаризации Северной Кореи.
Расширение стратегической автономии ЕС не ограничивается вопросами обороны. Безопасность сегодня подразумевает еще и экономические аспекты. Под этим понимается стратегическая роль евро и уверенность в том, что наша единая валюта будет и дальше полноценно функционировать на международном уровне. Повышение общемировой значимости евро – это вклад Европы в создание глобальной экономики – открытой, многосторонней и основанной на общих правилах.
Экстерриториальные санкции также проверяют способность ЕС выполнять свои политические обязательства. Поэтому мы разрабатываем механизмы для поддержки, защиты и обеспечения гарантиями экономических субъектов, ведущих законный бизнес за рубежом.
Мы, европейцы, не можем позволить себе впустую тратить время или отставать от других, более передовых стран. Нам надо модернизировать наши подходы и активнее взаимодействовать с новыми партнерами на стыке технологий, внешней политики и безопасности. Чтобы международная этика и правила поспевали за человеческой изобретательностью, высокий представитель ЕС собрала Глобальную технологическую группу, куда вошли руководители крупных технологических компаний. А чтобы полноценно использовать новые возможности, мы должны учитывать их последствия с точки зрения безопасности, поэтому недавно Еврокомиссия опубликовала коммюнике по искусственному интеллекту.
Подводя итог, отмечу: многостороннее сотрудничество, основанное на общих правилах, и расширение европейской стратегической автономии не противоречат друг другу. Если мы станем более устойчивы перед лицом новых рисков, Европейский союз сыграет свою роль в укреплении многостороннего миропорядка и сможет сыграть позитивную роль в нашем изменчивом мире.
Московский Центр Карнеги. 13.03.2019