От ворот поворот: Брюссель сократит иностранные инвестиции

Наталия Портякова

Брюссель фактически закрывает некоторые сектора экономики для иностранных инвестиций из соображений нацбезопасности. Список отраслей, капиталовложения в которые будут подвергаться особо тщательным проверкам, руководство ЕС подготовит до конца 2018 года. Об этом «Известиям» рассказал один из авторов инициативы — член комитета по международной торговле Европарламента Франк Пруст. По его словам, речь идет не о контроле или противодействии инвестициям из-за рубежа в чувствительные отрасли европейской экономики, а о системе обмена информацией между странами ЕС и выработке общего подхода.

Точкой отсчета для начала работы над общеевропейским законодательством стало ежегодное обращение президента Европейской комиссии к лидерам ЕС в сентябре прошлого года. Жан-Клод Юнкер заявил, что ЕС не является «наивным сторонником свободной торговли»: инвестиции в экономику союза — это хорошо, но в ряде случаев и в ряде отраслей деньги третьих стран несут политические риски и угрозу нацбезопасности. Тогда же он предложил учредить комплексный общеевропейский свод правил для всех будущих инвесторов из третьих стран.

Согласовать его Брюссель намерен уже к концу нынешнего года.

— Мы надеемся завершить процесс в период председательства в ЕС Австрии. Оно заканчивается в конце декабря, и к этому времени мы рассчитываем выйти на компромисс, — рассказал «Известиям» автор законопроекта, депутат Европарламента от Франции и член комитета по международной торговле Франк Пруст.

Намерение не затягивать разработку документа, по его словам, связано и с грядущими в мае 2019 года выборами в Европарламент: одобрить свод правил необходимо до начала предвыборной кампании, а процесс выхода на голосование по таким вопросам, как правило, растягивается на несколько месяцев.

По словам источника «Известий» в Европарламенте, главным пунктом общеевропейского свода правил станет список стратегически важных секторов, инвестиции в которые из третьих стран будут подвергаться особо тщательным проверкам. Речь идет о сферах энергетики, транспорта, связи, системах хранения данных, космической и финансовой инфраструктуре, а также высокотехнологичных отраслях, относящихся к сферам робототехники, биомедицины, ядерных технологий и кибербезопасности.

На данный момент среди всех стран ЕС только в 13 существуют национальные законодательства, регулирующие процесс иностранных капиталовложений в местную экономику. Прописанные в них ограничения заметно разнятся. В будущем список «нежелательных» для зарубежных инвестиций отраслей и ограничения на максимальную долю акций, которую иностранцам будет позволено приобретать в компаниях ЕС, оставят на усмотрение правительств, рассказал собеседник «Известий» в Европарламенте. При этом консультироваться со структурами ЕС по теме планируемых сделок с иностранными инвесторами всё же придется.

— Это не попытка контроля, это идея, позволяющая больше знать о том, кто, сколько и в какие отрасли вкладывает деньги. Инициатива нейтральна — она нацелена на всех и ни на кого в частности, — заверил Франк Пруст.

Пока главными инвесторами в экономику ЕС остаются США, Швейцария и Япония, но их доля в общем объеме вложений существенно упала за прошедшие 20 лет. А вот инвестиции со стороны компаний из Бразилии, Китая и России увеличились в разы (за два десятилетия доля бразильских инвестиций выросла с 0,2% до 2,2%, китайских — с 0,3% до 2, а российских — с 0,4% до 1,1%).

Одной из тревожных для европейцев тенденций стала резкая смена секторальных предпочтений иностранных инвесторов. С середины 2015 года капиталовложения третьих стран в обрабатывающую промышленность пошли на спад, а в высокотехнологичные сферы — заметно возросли, что повысило риск утечки (а то и кражи) передовых европейских технологий и технологий двойного назначения. Чаще всего, как признал собеседник «Известий» в евроструктуре, в этом подозревают китайский бизнес.

В первом полугодии 2018 года общий объем прямых инвестиций из КНР в Европу упал на треть по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, но он по-прежнему весьма внушителен — $22 млрд (для сравнения: объем инвестиционных сделок КНР в Северной Америке за тот же период оказался в девять раз ниже).

Ряд стран — например, Голландия, Швеция и Дания — принципиально выступает за свободный режим инвестирования. Португалия, Мальта и Венгрия, чьи экономики выиграли от китайских вложений, поддерживают его скорее из прагматики. Но внутри ЕС есть немало стран, в которых китайская инвестиционная экспансия вызывает озабоченность — прежде всего, это Франция, Германия и покидающая ЕС Великобритания.

По данным международной юридической фирмы Baker McKenzie, за первое полугодие 2018 года европейскими правительствами или регуляторами были аннулированы 12 намечавшихся сделок с привлечением инвестиций из КНР. Летом на такой шаг впервые решился Берлин: китайской компании было отказано в покупке мелкого немецкого производителя высокопрочных металлов, использующихся в космической и ядерной сферах.

ЕС — не первый игрок, ужесточающий правила инвестирования в попытке пресечь капиталовложения из Китая. В последние годы к блокированию сделок с компаниями из КНР неоднократно прибегали в США, Австралии, Канаде и Японии. С принятием Брюсселем новых правил игры такие случаи наверняка участятся и в Евросоюзе.

Известия. 02.10.2018

Читайте также: