В Туркменистане дефицит продуктов: мука — по прописке, за отруби — драки
Алексей Никоноров
Плохой урожай пшеницы в 2017 году в Туркменистане привел к дефициту муки и продовольственному кризису. Власти борются с ним замалчиванием и подтасовкой цифр, а простое население занимает очередь в 6 утра в надежде получить полкило сахара.
Дефицит основных продуктов питания в Туркменистане, по сообщениям местных СМИ, начался осенью 2017 года. Поочередно с прилавков магазинов начали пропадать мука, хлеб, растительное масло и сахар.
Первыми это заметили жители отдаленных населенных пунктов, но постепенно продовольственный кризис добрался и до крупных городов.
В конце февраля в Дашогузском велаяте (область на севере Туркменистана, в которой проживает около 20% населения страны) начали продавать муку из расчета 5 кг на человека в месяц.
При этом купить ее не так просто, учитываются только взрослые члены семьи – на детей нормы не предусмотрено.
Мука 10-летней давности
«В настоящее время в регионе продают муку, произведенную в 2008 году, с просроченным сроком годности и неприятным запахом. Но чтобы приобрести 5 кг даже такой муки, необходимо собрать пакет документов по меньшей мере в 5 различных учреждениях, а затем ожидать очереди в течение 15-20 дней», — пишут местные СМИ.
В числе документов справки об отсутствии задолженности за газ и электричество. В других районах республики подсчетами людей не занимаются, продавая по мешку муки на семью в месяц. Но для этого необходимо показать справку из местной администрации. Если у покупателя нет прописки или он живет в другом районе, ему не продадут ни муку, ни хлеб.
Одновременно с этим возник ажиотаж на отруби: корм для животных стал дефицитным товаром, а спрос на него не снизил даже рост цен.
В условиях ограниченного предложения это нередко приводит к давкам и потасовкам.
Дефицит добрался до столицы
В Ашхабад, столицу Туркменистана, продовольственный кризис добрался в последнюю очередь. Еще в феврале в государственных магазинах действовало ограничение на количество приобретаемого товара: не более 5 кг муки и 1 кг сахара.
С марта норма отпуска заметно снизилась – 1 кило муки и 0,5 кило сахара.
Но даже при таком раскладе имеющихся запасов в магазинах хватает только на 1-2 часа торговли.
Огромные очереди (полицейские следят за тем, чтобы столпотворения никто не фотографировал) начинают собираться в 6 утра, за несколько часов до начала торговли.
При этом сотрудники магазинов требуют документы у тех, кто выглядит несовершеннолетним, и удаляют их из очередей, но о причине своих действий не сообщают.
«Наибольшим спросом пользуется растительное масло «Ахал» по цене 5 манатов, но его на всех не хватает, поэтому дают не более 2 литров в одни руки.
Покупатели вынуждены довольствоваться другим растительным маслом местного производства – «Акпамык», которое на 1,40 маната дешевле, но более низкого качества.
По словам источников, недостаточно и этого продукта, и за ним выстраиваются очереди. Если утром припозднишься, масла не достанется. Тогда ничего не остается, как идти на базар либо к коммерсантам», — пишут СМИ.
У частников товар есть, но цена гораздо выше. Та же мука местного производства за месяц выросла на 80%, до 3 манатов.
Но ее сейчас найти нелегко, а на прилавках в основном казахстанская продукция по 4,8 манатов.
Из-за особенностей курсообразования в Туркменистане, сказать, сколько это в тенге, крайне сложно.
Официальный курс в стране – 3,5 маната за доллар, курс «черного рынка» — 10-14 манатов.
То есть стоимость казахстанской муки в Туркменистане находится в коридоре от 110 до 440 тенге за килограмм, в зависимости от того, по какому курсу считать.
Три причины кризиса
Причин, по которым Туркменистан переживает не самые легкие времена, три. Главная из них – это дефицит пшеницы.
При плане в 1,6 млн тонн в 2017 году был собран урожай в 1 млн тонн. Еще осенью за плохой урожай были наказаны вице-премьер и 5 глав областных администраций, а спустя некоторое время начались первые ограничения по продажам.
За полгода, прошедшие с уборки урожая, для восполнения дефицита, видимо, не было сделано ничего.
365info.kz. 14.03.2018