Зачем США «подрывают» Евразию
Ольга Сухарева
Традиционно считающийся «мертвым» летний политический сезон в этом году опроверг этот стереотип. Теракты во Франции и Германии, попытка государственного переворота в Турции, беспорядки в Армении и Казахстане при всей внешней разноплановости событий создают ощущение ловкой игры закулисного режиссера и взаимосвязанности между собой. В криминалистике существует принцип: при раскрытии преступлений искать, кому выгодно. Дестабилизация по всему западному и центральному пространству в Евразии может принести дивиденды лишь одной стране мира – расположенной за океаном.
Спасти «рядового» Эрдогана
Неожиданное для многих письмо с извинениями президента Турции Р. Эрдогана в адрес В. Путина получило объяснение буквально через несколько недель. В стране вспыхнул военный переворот, задачей которого было свержение действующей власти. Необходимо отметить, что все совершавшиеся в этой стране перевороты происходили в интересах США и Запада в целом, поскольку турецкая армия, тесно связанная с Пентагоном, является гарантом светского характера государства и сохранения прозападной ориентации Турции.
Официально Р. Эрдоган обвинил в организации переворота проживающего в США оппозиционного деятеля Ф. Гюлена, заявив, что мятежники «получали указания из Пенсильвании и организовали попытку переворота. Люди уже начали признаваться и признаются, кто отдавал им эти распоряжения». На самом деле все гораздо сложнее, и за попыткой свержения власти в Турции стоял отнюдь не только турецкий политэмигрант, пусть и достаточно влиятельный в стране.
Осложнения в отношениях Анкары и Вашингтона начались давно. И сам переворот, призванный сменить непокорного турецкого лидера, готовился далеко не вчера. Но очень показательным является истерика помощника госсекретаря США В. Нуланд после попытки Эрдогана наладить диалог с РФ. Как заявила редко стесняющаяся в выражениях поставщица печенек, «мы очень удивлены подобным поведением президента Турции Раджепа Эрдогана. Мы считаем данные извинения неуместными и хотели бы выслушать позицию Эрдогана лично. Как партнер по НАТО Эрдоган нас разочаровывает. Мы надеемся, что извинения Турции по поводу сбитого российского самолета окажутся недействительными. В противном случае США будут вынуждены изменить свои отношения с Турцией».
Характерно и то, что в первые часы после начала переворота, когда неизвестно было, кто победит, США и ЕС словно воды в рот набрали, не комментируя ситуацию. Одновременно американский телеканал NBC заявил, что президент Турции якобы просил убежища в Германии и ему в нем было отказано. Здесь явно прослеживается попытка дискредитировать главу государства тем, что он бросил страну в критический момент, а также показать его нерукопожатность в «цивилизованном мире». И лишь после того, как переворот провалился, Запад поддержал легитимную власть, тут же начав обвинять Р. Эрдогана в нарушении норм демократии.
Риторика партнеров по НАТО весьма красноречива. Так, британское издание The Guardian подчеркивает, что «Турция – наш союзник. Поэтому мы не можем равнодушно наблюдать за происходящими репрессиями». Ему вторит еженедельник The Economist, сообщающий, что Р. Эрдоган «уничтожает демократию», что мстит за то, что «турки рискнули своей жизнью, чтобы защитить ее». В свою очередь, американский Business Insider пишет, что, «поскольку Анкара продолжает ограничивать демократию в стране, главным победителем неудавшегося государственного переворота является Владимир Путин».
Действительно, по данным иранского агентства Fars, российские военнослужащие перехватили и декодировали радиосообщения о готовности турецкой армии начать военный переворот, затем передали эти данные национальной разведке Турции, что позволило вовремя эвакуировать президента из отеля в Мармарисе, где заговорщики готовы были его захватить. Подтвердил это и сам Р. Эрдоган, заявивший, что «если бы я задержался там еще на 15 минут, меня бы убили или захватили в заложники».
Еще одним косвенным доказательством причастности США к попытке переворота является блокирование турецкими властями базы НАТО «Инджирлик», на которой готовились заговорщики.
Противостояние сохранившего свой пост президента Турции и США дошло до того, что Анкаре угрожают исключением из НАТО. Истерику американцев можно понять. Проводя тотальные чистки и вводя в стране чрезвычайное положение для полного подчинения армии правительству, Эрдоган не только решает вопросы внутриполитической стабилизации, но и сводит на нет американское влияние на Ближнем Востоке. Возможный его отказ от лояльности Вашингтону поставит под угрозу систему присутствия США в Евразии.
Пояс нестабильности от Стамбула до Алматы
Буквально через несколько дней после турецкого путча «рванули» Армения и Казахстан. Попытки дестабилизации этих государств предпринимаются Вашингтоном давно. После провала «электромайдана» в Армении и выступлений против земельной реформы в Казахстане заказчики дестабилизации перешли к террору.
Любопытно, что в Армении находится второе по величине посольство США в регионе. Комментируя открытие несоразмерного стране дипучреждения, аналитик проекта Национальной безопасности Трумэна Даниель Гейнор подчеркнул: «Самое лучшее объяснение – это расположение. Армения, не имеющая выхода к морю страна с трехмиллионным населением, расположена, возможно, в самом бурном регионе в мире. Армения граничит с Турцией, Азербайджаном, Грузией, Ираном. Как бывшая советская страна, Армения полагается на Россию в сфере торговли и военной поддержки. У США есть свои ставки на все упомянутые пять стран, а Армения находится в поле зрения как потенциально мощный рычаг для продвижения американских целей». Напомним также, что и Армения, и Казахстан являются членами Евразийского союза и ОДКБ, а также одними из самых верных союзников России на постсоветском пространстве.
Потому совершенно неудивительно, что именно они и именно сейчас попали в фокус внимания американских спецслужб. А американские уши явно торчат из беспорядков в обеих странах.
Так, нападение на полицейское управление в Ереване осуществили сторонники общественного фронта спасения «Новая Армения». Одним из лидеров радикального оппозиционного движения является Раффи Ованнисян, родившийся в США и приехавший на историческую родину лишь в 1990 г. «Виновник же торжества» Жиро Сефилян, освобождения которого требуют террористы, родился в Ливане. Необходимо отметить, что эти граждане, имеющие отношение к Армении приблизительно такое же, как колибри к Арктике, не первый раз привлекаются к ответственности за призывы к насильственному свержению конституционного строя, а сам Сефилян является армянским националистом, сравнивающим отношения России и Армении с отношениями хозяина и вассала.
Не менее любопытны и теракты в Казахстане. Прежде всего, беспорядки в Алматы крайне похожи на более ранние события в Актобе. Кроме того, имело место нагнетание паники среди населения через социальные сети. Горожане были оповещены о происшествиях моментально, но не благодаря СМИ, а посредством личных сообщений в разных социальных сетях. С отставанием примерно в полчаса те же разрозненные сообщения были опубликованы всеми ведущими СМИ. В результате в течение 1-2 часов по городу разлетелось огромное количество панических провокационных слухов. «Почерк» крайне знакомый по аналогичным событиям на Ближнем Востоке и в Северной Африке с той лишь разницей, что, отлично зная мощности казахстанских спецслужб и стабильность государства, организаторы пока что ограничились нагнетанием паники и подрывом доверия к власти.
Как считает первый зампред комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Казбек Тайсаев, «это звенья одной цепи. Они связаны и с событиями в Турции, в Армении, Казахстане. В Казахстане недавний инцидент помните – в Актобе. Все это было внесено извне. В Казахстане на сегодняшний день нет предпосылок, чтобы зрело что-то серьезное, что могло бы повлечь за собой серьезный переворот… из-за океана спецслужбы занимаются этими вопросами, раскачивают ситуацию в Армении, Казахстане». Его мнение разделяет и экс-секретарь Совета безопасности Киргизии Мирослав Ниязов, отметивший, что «за всем стоят США, которые пытаются поменять неугодные режимы. Америка и Евросоюз начинают назидательно наставлять все народы на путь истинный».
Впрочем, для России неожиданностью это не является. Министр обороны РФ С. Шойгу отметил: вероятность возникновения новых военных конфликтов сохраняется, в том числе на территории постсоветских стран Центральной Азии и Закавказья. Как объясняет возросшую дестабилизационную активность США директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов, «это такой акт отчаяния. Они пытались через другие механизмы добиться своих целей: через санкционную политику в отношении России, через события на Украине, через если не прямое пособничество, то молчаливое одобрение действий международных террористов. Тем не менее, эти попытки не увенчались успехом, и сегодня у них начинается своего рода истерика, по-другому это не назовешь».
После нас – хоть потоп
Поводов для отчаяния у поизносившегося мирового гегемона действительно достаточно. Союзники Вашингтона, чувствуя потерю силы своего заокеанского сеньора, начинают фрондировать. Европа давно потеряла единство в вопросах антироссийских санкций, а голоса за отмену санкционного давления звучат все громче. Хотя во время Варшавского саммита НАТО и удалось продавить решение о признании России угрозой №1 для альянса, в кулуарах и на пленарном заседании представители Германии и Франции призвали к углублению диалога с Москвой, назвав нашу страну партнером, а не врагом. Ранее президент Франции Ф. Олланд отказался подписывать соглашение о Трансатлантической зоне свободной торговли, если его положения будут противоречить интересам Европы.
Далеко не все благополучно и на Ближнем Востоке. Успешная борьба российских ВКС с международным терроризмом резко повысила авторитет России в регионе, а бывшие союзники США видят в Москве альтернативный центр влияния. Провал же путча и дрейф Р. Эрдогана в сторону России ставит крест на планах Вашингтона по разделу Сирии и самой Турции.
Следует учесть и то, что гегемония США держится на двух китах: военной силе и долларизации мировой экономики. Военная сила поставлена под сомнение в Сирии, а доллар рискует упасть под грузом американских долгов. Появление параллельных финансовых систем в лице банков БРИКС и ШОС привело к тому, что страны постепенно переходят на взаиморасчеты в национальных валютах и избавляются от облигаций США. Так, лишь в апреле 2016 г. Министерство финансов США зафиксировало совокупный объем проданных гособлигаций в сумме 74,6 млрд. долл., что стало рекордной распродажей с 1978 г. Среди крупнейших продавцов, которые решили избавиться от американских гособлигаций, – Китай, Япония, Саудовская Аравия и Россия. Суммарный объем пакета ценных бумаг, от которого избавились эти государства, достиг 48 млрд.
Это, в свою очередь, не позволяет накачать долларами американскую экономику. Своих же ресурсов для развития у нее нет. По данным ФРС, общий объем долга экономики США, включая государственный, корпоративный и займы физлиц, по итогам первого квартала увеличился на 645 млрд. долл. и достиг 64,1 трлн. При этом ВВП за этот же период вырос на 65 млрд. То есть долг США растет в 10 раз быстрее экономики. Если же рассмотреть состояние мировых финансов в целом, то ситуация еще страшнее. Объем реальных финансовых активов (монеты, банкноты, коммерческая недвижимость, широкая денежная масса) составляет 96,3 трлн. долл., а объем мирового долга – 199 трлн. долл., из которых на США и ЕС приходится 55%. Сумма же деривативов, т.е. мыльного пузыря, достигла 630 трлн. долл. Большая часть этой дутой экономики также приходится на западные страны. И можно себе лишь представить, какой кризис охватит Запад, когда пузырь лопнет.
Сигналы для этого уже есть. Как отмечает финансовый аналитик The Wall Street Journal Деннис Берман, «Уолл-стрит исчезает на глазах». У главных банков США резко снизились за последние шесть лет доходы от торговли долговыми обязательствами, валютами и сырьем (FICC).
Подстерегает американских «ястребов» и еще одна неприятность: рейтинги сторонника американской гегемонии Х. Клинтон и изоляциониста Д. Трампа практически сравнялись. Для сделавшего ставку на глобальное доминирование американского истеблишмента и транснациональных корпораций победа «несистемного кандидата» смерти подобна. Превращение США в обычное национальное государство приведет к триллионным потерям финансовых спекулянтов и торговцев оружием. Потому им, как никогда, нужна хотя бы видимость внешнеполитического успеха, что и заставляет беспорядочно организовывать государственные перевороты и бить «по площадям».
Традиционным способом «списания долгов» Запада в целом и США в частности всегда была война. И на сей раз времени у главного мирового агрессора практически не осталось.
Ритм Евразии. 30.07.2016