МВФ: Неопределенность после референдума в Великобритании
Согласно обновленному прогнозу МВФ (июль 2016), итоги голосования в Великобритании, которые удивили участников мировых финансовых рынков, означают материализацию важного риска снижения роста мировой экономики. В результате, перспективы мировой экономики на 2016–2017 гг. ухудшились, несмотря на более высокие, чем ожидалось, показатели в начале 2016 г. Это ухудшение отражает предполагаемые макроэкономические последствия существенного усиления неопределенности, в том числе в политической сфере. Ожидается, что данная неопределенность негативно скажется на доверии и инвестициях, в том числе через воздействие на финансовую ситуацию и, в более общем плане, — на настроения участников рынков.
- По данным МВФ, до голосования 23 июня в Соединенном Королевстве за выход Великобритании из ЕС экономические данные и состояние финансовых рынков указывали на то, что мировая экономика развивалась в целом так, как прогнозировалось в апрельском выпуске МВФ «Перспективы развития мировой экономики» (ПРМЭ). Рост в большинстве стран с развитой экономикой оставался вялым, при этом потенциальные темпы роста были низкими, а разрыв между фактическим и потенциальным объемом производства постепенно исчезал. Перспективы роста оставались различными для стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, при этом в случае некоторых крупных стран с формирующимся рынком, в особенности Бразилии и России, они указывают на небольшое увеличение роста экономики в 2017 г. по сравнению с апрельским прогнозом.
- Результаты голосования в Соединенном Королевстве, которые изумили участников мировых финансовых рынков, означают материализацию важного риска снижения роста мировой экономики. В результате, перспективы мировой экономики на 2016–2017 гг. ухудшились, несмотря на более высокие, чем ожидалось, показатели в начале 2016 г. Это ухудшение отражает предполагаемые макроэкономические последствия существенного усиления неопределенности, в том числе в политической сфере. По прогнозам МВФ, данная неопределенность негативно скажется на доверии и инвестициях, в том числе через воздействие на финансовую ситуацию и, в более общем плане, — на настроения участников рынков. Первоначальная реакция финансовых рынков была резкой, но в целом упорядоченной. По состоянию на середину июля курс фунта упал примерно на 10%; несмотря на некоторое возобновление роста, курсы акций ниже прежних значений во многих секторах, особенно в случае европейских банков; доходность по безопасным активам уменьшилась.
- В условиях, когда процесс «брексита» весьма далек от завершения, степень неопределенности усложняет уже и без того трудную задачу макроэкономического прогнозирования. Согласно обновленным данным МВФ, базисный прогноз роста мировой экономики немного снижен по сравнению с апрельским выпуском ПРМЭ 2016 года (на 0,1% на 2016 и 2017 гг., в отличие от повышения на 0,1% в 2017 г., предусматривавшегося до «брексита»). Пересмотры прогнозов в сторону снижения из-за «брексита» в основном затрагивают страны Европы с развитой экономикой, при этом влияние на другие страны было относительно ограниченным, в том числе в США и Китае. До дальнейшего прояснения условий выхода, этот базисный прогноз отражает благоприятное предположение о постепенном снижении неопределенности в будущем, при этом договоренности между ЕС и Соединенным Королевством предотвращают значительное повышение экономических барьеров, серьезные нарушения работы финансового рынка отсутствуют, а референдум имеет ограниченные политические последствия.
Последние изменения
Эксперты МВФ отмечают, что восстановление на финансовых рынках и рынках нефти, которое началось примерно в середине февраля, в целом продолжалось до 23 июня, поскольку участники рынков предполагали, что Соединенное Королевство останется в ЕС. Снижение избыточного предложения нефти — в основном из-за постепенного замедления производства в странах, не входящих в ОПЕК, и некоторых перебоев в добыче (особенно в Нигерии и Канаде) — содействовало росту цен на нефть. Это проявилось в уменьшении спредов по суверенным облигациям экспортеров нефти по сравнению с их пиковыми значениями в феврале–марте. Доходность облигаций в основных странах с развитой экономикой дополнительно снизилась, что объяснялось сократившимися премиями за срок, а также ожиданиями более постепенных темпов нормализации денежно-кредитной политики, тогда как цены на рынках акций в целом оставались устойчивыми.
Что касается показателей реальной активности, темпы роста объема производства в первом квартале 2016 г. были несколько выше, чем ожидалось, в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах и примерно соответствовали прогнозам в странах с развитой экономикой, при этом более высокий, чем предполагалось, рост в зоне евро компенсировал более слабый рост в США. Рост производительности в большинстве стран с развитой экономикой оставался медленным, а инфляция была ниже целевых показателей из-за резервных мощностей и эффекта прошлых снижений цен на биржевые товары. Показатели реальной активности были несколько более высокими, чем ожидалось в Китае, что объяснялось мерами стимулирования, а также в Бразилии и России, при этом в Бразилии наблюдались робкие признаки замедления глубокого спада, а ситуация в России стабилизировалась после возобновления роста цен на нефть. Хотя мировая промышленная активность и торговля были вялыми в условиях перебалансирования экономики Китая и в целом низкого уровня инвестиций в странах-экспортерах биржевых товаров, в последние месяцы наблюдалось некоторое ускорение из-за увеличения инвестиций в инфраструктуру в Китае и повышения цен на нефть.
По оценкам МВФ, эти данные, указывали на то, что мировая экономика развивалась в целом в соответствии с прогнозами апрельского ПРМЭ 2016 года, при этом перспективы для некоторых крупных стран с формирующимся рынком даже предполагали небольшой пересмотр прогноза роста мировой экономики на 2017 г. в сторону повышения (на 0,1%).
Результаты референдума в Великобритании застали финансовые рынки врасплох.Непосредственно после референдума цены на акции упали во всех регионах мира. Эти цены потом выросли, но по состоянию на середину июля стоимость акций банков Великобритании и Европы по-прежнему существенно ниже, чем до референдума, акции британских компаний, ориентированных на внутренний рынок, немного подешевели. Доходность по безопасным активам снизилась еще больше, что было связано как с более сильным неприятием риска в мировом масштабе, так и с ожиданиями более мягкой денежно-кредитной политики в будущем, особенно в основных странах с развитой экономикой.
Курс фунта резко снизился: с 23 июня по 15 июля он упал примерно на 10% в номинальном эффективном выражении, изменения курсов других основных валют были более ограниченными. Цены на нефть и другие биржевые товары немного снизились, но оставались существенно выше цен, предполагавшихся в апрельском выпуске ПРМЭ 2016 г. Изменения цен активов и курсов валют в странах с формирующимся рынком, как правило, были ограниченными.
Эксперты МВФ отмечают, что с макроэкономической точки зрения голосование за «брексит» подразумевает существенное увеличение экономической, политической и институциональной неопределенности, которая будет иметь негативные макроэкономические последствия, особенно в странах Европы с развитой экономикой. Но поскольку процесс еще продолжается, его возможные проявления очень плохо поддаются количественной оценке.
Базисные прогнозы роста мировой экономики на 2016–2017 гг. отражают благоприятное предположение о постепенном снижении неопределенности в будущем. В этом сценарии, по оценкам МВФ, достигнутые договоренности между ЕС и Соединенным Королевством предотвращают значительное повышение экономических барьеров; серьезные нарушения работы финансового рынка отсутствуют; политические последствия являются ограниченными. Но эти благоприятные предположения могут не материализоваться и более негативные результаты представляют собой определенную возможность.
С учетом более высокой, чем ожидалось, экономической активности за истекший период в 2016 г., и вероятного воздействия «брексита» при только что изложенных предположениях, прогнозы МВФ относительно роста мировой экономики как на 2016, так и на 2017 год были снижены на 0,1% относительно апрельского выпуска ПРМЭ 2016 года, соответственно, до 3,1 и 3,4%. Перспективы ухудшатся для стран с развитой экономикой (на 0,1% в 2016 г. и 0,2% в 2017 г.), тогда как для стран с формирующимся рынком и развивающихся стран они остаются в целом без изменений (табл. 1).
Риски для экономических перспектив
Очевидно, что в условиях, когда процесс «брексита» весьма далек от завершения, экономическая и политическая неопределенности усилилась, а вероятность более негативных, чем в базисном сценарии результатов повысилась. В этой связи, МВФ рассматривает два альтернативных сценария для мировой экономики: (1) «сценарий со снижением роста» и (2) «сценарий с сильными потрясениями». Эти сценарии базируются на подходе на основе структурной модели и оценках возможных негативных последствий «брексита» для мировой экономики, в том числе более сильной реакции финансовых рынков, чем та, которая наблюдалась до сих пор (рис. 1).
Эксперты Фонда также справедливо обращают внимание на то, что другие риски для мировой экономики стали более выраженными. Шок от «брексита» происходит в ситуации, когда остаются нерешенными долговременные проблемы в европейской банковской системе, особенно в банках Италии и Португалии. Затяжной период потрясений на финансовых рынках и усиливающееся неприятие риска в мировом масштабе могут иметь тяжелые макроэкономические последствия, в том числе из-за усугубления кризисной ситуации банков, особенно в уязвимых экономиках. Сохраняющаяся опора на кредит как движущую силу роста увеличивает риск возможной дестабилизирующей корректировки в Китае.
Многим странам-экспортерам биржевых товаров все еще необходимо провести значительную бюджетную консолидацию, а странам с формирующимся рынком в более общем плане следует опасаться рисков для финансовой стабильности. Риски неэкономического происхождения также остаются существенными. Политические разногласия в странах с развитой экономикой могут затруднить действия по преодолению долговременных структурных проблем и проблемы беженцев; переход к протекционистской политике представляет собой явную угрозу. Геополитическая напряженность, внутренние вооруженные столкновения и терроризм также оказывают мощное негативное влияние на перспективы в ряде стран, особенно на Ближнем Востоке, что имеет дополнительные трансграничные последствия.
Ассоциация «Центр ИЭСКР». 29.07.2016