Ренессанс евразийского партнерства
Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации
Десятый Евразийский (Веронский) экономический форум, помимо того что он юбилейный, на этот раз был и очень представительным: такого широкого состава не было все 10 лет существования площадки. Если в 2016 году объем участия был порядка 700 крупнейших компаний и 1000 участников, то в 2017-м участвовали уже больше 1000 компаний из стран Африки, Южной Америки, США, Китая, Франции, Германии. Тема форума была весьма актуальна: «Большая Евразия как движущая сила в современном международном геополитическом и экономическом контексте».
Но дело даже не в этом: по существу, на данный момент Веронский форум оказался единственной специализированной евразийской площадкой, на которой влиятельные европейские, российские и азиатские бизнесмены могут обсуждать интеграционные процессы на пространстве Большой Евразии. Форум стал значимым событием в экономической жизни Европы и Азии, собственно, потому что на него, по инициативе «Роснефти», в этот раз собрались действительно сильные экономические игроки. Глава компании Игорь Сечин подчеркнул, что «Роснефть» является образцом корпорации евразийского типа, так как эффективно выстраивает отношения с европейскими и азиатскими партнерами, крупнейшими игроками в своих сферах. На ключевой сессии форума выступили акционеры и партнеры «Роснефти»: председатель совета директоров компании Герхард Шредер, исполнительный директор крупнейшей частной компании Китая «Хуасинь» Ли Юнг, бывший премьер-министр Италии и экс-глава Еврокомиссии Романо Проди, главный исполнительный директор Glencore Айвен Глазенберг, главный исполнительный директор Trafigura Джереми Вейр, руководитель Катарского инвестиционного фонда QIA Шейх Абдулла Аль Тани, министр природных ресурсов Иракского Курдистана Ашти Хаврами, президент Eni Эмма Марчегалия, главный исполнительный директор Saipem Стефано Као.
Шредер, несмотря на откровенную травлю со стороны германских СМИ из-за его попыток наладить тесное взаимодействие Германии с Россией, по-прежнему отстаивает тезис о том, что отказ от неконструктивного противостояния ЕС с восточным соседом придаст европейской экономике необходимые стимулы развития. И, надо сказать, это делает его масштабной политической фигурой, ведь бывший канцлер вопреки всему остается привержен идеям стратегического континентального альянса между Россией и Германией, в основе которого лежит энергетика.
Важную роль в интеграционных евразийских процессах играют современные трейдинговые компании (ту же роль в свое время, наверное, играли итальянские торговые республики). Глава одного из крупнейших трейдеров Glencore Айвен Глазенберг отметил, что инвестиции в «Роснефть» для него – это долгосрочные инвестиции, и, возможно, даже в какой-то момент Glencore увеличит свою долю в компании. «Нам нравится наша инвестиция, мы любим «Роснефть», – подчеркнул он.
Эмма Марчегалия из Eni объявила, что «отношения итальянской компании с «Роснефтью» сегодня приобретают исключительную важность. «Так, – пояснила она, – мы заключили меморандум, который касается всего производственного цикла, не только в Баренцевом и Черном морях. Особенно важным фактором стало приобретение «Роснефтью» месяц назад 30% крупнейшего месторождения в Средиземноморье».
Дипломатия «снизу» уже давно сделала пресловутые антироссийские санкции неэффективными: в частности, например, внешнеторговый оборот России с Италией и Германией зримо увеличился.
Герхард Шредер провозгласил, что национальные интересы Германии и всей Европы заключаются в том, чтобы поддерживать позитивные отношения с Россией, возглавившей евразийскую интеграцию, в том числе благодаря специфическому географическому положению. Тезис, судя по выступлениям, оказался актуален и для других участников мероприятия.
Представитель амбициозной молодой китайской компании Хуасинь Ли Юнг прямо заявил, что «Россия является самым безопасным каналом поставки энергоносителей в Китай. Кроме того, сотрудничество между Россией и Китаем получило поддержку глав государств». «Мы начали сотрудничество с проекта по вхождению в акционерный капитал «Роснефти», – заявил Ли Юнг, – и дальше начнем осуществлять уже конкретные проекты. Также мы укрепляем сотрудничество с «Роснефтью» в других международных проектах на территории Евро-Азиатского континента».
Любопытно, что во время форума разыгралась настоящая геополитическая драма, связанная с автономным Курдским регионом Ирака. Правительство страны выступило против сотрудничества иностранных компаний с иракскими курдами, однако присутствовавший на форуме министр природных ресурсов Иракского Курдистана Ашти Хаврами и другие участники мероприятия дали понять, что такое сотрудничество не противоречит законодательству, а развитие инфраструктурных проектов на севере Ирака, в сердце Евразии, это возможность избежать «черных дыр» на континенте. Хотя совершенно очевидно, что есть игроки, которые не хотели бы появления альтернативных нынешнему «шиитскому» маршруту транспортировки углеводородов через южноиракскую Басру.
Конечно, в нынешней ситуации не хватает интеграционных проектов на евразийском пространстве: континенту нужны инфраструктурные экономические коридоры, совместные масштабные инициативы в области энергетики. И крупные бизнесмены, собравшиеся в Вероне, прекрасно это понимают. Глава «Роснефти» сообщил, что компания активно развивает партнерские отношения с ведущими нефтегазовыми и инвестиционными компаниями в Большой Евразии. «За последние несколько лет мы существенно расширили круг наших совместных проектов, и сегодня я могу сказать, что стоимость проектов в общей энергетической орбите «Роснефти» со своими партнерами в Европе, Азии и на Ближнем Востоке превышает 110 млрд долл.», – отметил Сечин. Он пояснил, что речь идет о сделках на акционерном уровне, о создании партнерств в разведке и добыче в России на суше и шельфе, зарубежных проектах в области нефтепереработки и нефтехимии, освоении газовых ресурсов Средиземного моря, а также других стратегических проектах.
«Если же в объем сотрудничества включить наши торговые потоки, своповые операции и предоплаты, то объем нашего сотрудничества с Большой Евразией превысит 500 млрд долл. И при этом мы находимся в самом начале пути», – резюмировал он. Для сравнения, по оценкам экспертов, все программы в рамках трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства обеспечат рост экономики ЕС всего на 120 млрд.
Таким образом, можно сделать вывод, что ренессанс Веронского форума стал возрождением евразийской идеи. Ведь если в нулевые годы она была лишь в основе теоретических построений маргинальных философов и геополитиков, то теперь ее вполне можно считать мейнстримом.
Даже несмотря на различные санкционные ограничения, живые связи между Европой, Россией и АТР активно развиваются. И во многом практические механизмы интегрального сотрудничества, предлагаемые «Роснефтью», евразийская акционерная структура этой компании могут стать основой для стратегического трансконтинентального сближения, создания так называемой Большой Евразии.
Независимая газета. 24.10.2017