Белорусы беднеют
Антон Ходасевич
«Белстат» обнародовал первые данные об экономике страны в первом полугодии. Согласно им, ВВП Белоруссии упал на 2,5%. Промышленное производство и товарооборот снизились на 1,6%, инвестиции в основной капитал – на 19,4%. Плюс продемонстрировало только сельское хозяйство – 3,3%. Наиболее удручающее впечатление производит показатель уровня реальных располагаемых доходов белорусов. Они снизились на 7%. Такого беспрецедентного падения не было с 90-х годов.
В последние 16 лет сумма, которая остается у белоруса после уплаты обязательных платежей, стабильно росла, что было гордостью власти и признаком роста благосостояния населения. Статистика свидетельствует, что незначительное снижение показателя наблюдалось лишь дважды, начиная с 2010 года – в 2011-м (–1,1%) и в 2015-м (–5,9%). Ниже этот показатель был только в 1995 году. Тогда падение составляло 35%.
Представители власти не комментируют снижение доходов населения, зато в показателях экономического роста видят положительную тенденцию. Если до этого ВВП падал на 3–4%, то сейчас лишь 2,5%. Промышленность тоже снижала производство на 15–20%. Темпы падения экономики замедлились, радостно констатируют чиновники. Однако, как свидетельствуют данные «Белстата», на доходах населения и уровне благосостояния граждан это не сказывается.
Эксперты, комментируя большой разрыв между показателями уровня доходов и розничного товарооборота (–7 и –1,6% соответственно), говорят о том, что белорусы не хотят снижать уровень жизни настолько, насколько упали их доходы, и тратят свои запасы. Ранее Нацбанк заявлял о том, что у населения на руках имеется сумма, превышающая даже размер золотовалютных запасов. По мнению аналитиков, такую неправильную установку дает правительство, которое тоже не предпринимает никаких серьезных мер для изменения экономического тренда и рассчитывает «пересидеть кризис», рассказывая людям, что он мировой, бушует где-то вне и затрагивает Белоруссию как страну с открытой экономикой. «Эти утверждения, что наш кризис спровоцирован мировым кризисом, – это все неправда. В мировой экономике кризиса нет. Просто наступает время перехода к новой эре – от нефтяного века к очередной промышленной революции, что для белорусских властей стало неожиданным», – говорит по этому поводу экономист Леонид Заико. Мир изменился, а власти Белоруссии не хотят этого видеть и что-то менять, полагают эксперты.
Местные аналитики и международные эксперты считают, что власти должны провести структурные реформы и постепенно уходить от сырьевой экономики в сторону экономики знаний. Однако президент Лукашенко уверен, что вся промышленность, доставшаяся Белоруссии в наследство от Советского Союза, должна и будет работать дальше. По его мнению, успехам «старой экономики» мешают субъективные причины: нерадивые руководители, плохо поставленные задачи, а не то, что такие товары теперь в принципе не могут быть источником большой прибыли и экономического роста.
Эксперты не едины во мнении относительно того, как долго сможет держаться на плаву белорусская экономика. «Такая экономика может держаться практически до бесконечности. Чаще всего она постепенно сжимается – и этот процесс может продолжаться долго, вплоть до северокорейского состояния», – говорит экономист Лев Марголин. Международные эксперты высказывают надежды, что восстановление экономического роста может начаться в 2018 году. Например, представители Евразийского банка развития прогнозируют на этот год рост в 0,5%. Есть и пессимисты, которые предрекают коллапс на фоне роста неплатежей. Что касается рыночных реформ, то к ним власти могут подвигнуть лишь некие исключительные обстоятельства. Например, «если произойдут серьезные волнения в обществе», полагает экономист Владимир Ковалкин. Если этого не случится, то, по его мнению, «власть предпочтет медленное загнивание» с оглядкой на Россию: «Они придумают, а мы присосемся».
Независимая газета. 20.07.2016