Люди устали от стабильности
Ольга Соловьева
На фоне падения доходов и тотальной экономии в стране растет запрос на перемены. Об этом говорит новое исследование Института социологии РАН. Две трети россиян говорят сегодня о неразрешимых противоречиях между народом и властью. При этом запросы на «стабильность в стране» постепенно сменяются запросами на перемены. Впрочем, сторонники реформ по численности все еще уступают «консерваторам».
В мае этого года эксперты Института социологии РАН провели серию исследований социального самочувствия россиян и их адаптации к кризису. Всего в этих опросах участвовали около 4 тыс. респондентов, ответы которых весьма примечательны.
Оказалось, что в стране фиксируется нарастающий спрос на перемены. При этом с конца 1990-х годов имело место неуклонное падение доли россиян, выступающих за существенные перемены (с 69% в 1999 году до 28% в 2012-м) при одновременном росте сторонников стабильности (с 31 до 72%). Однако осенью 2016-го наметилась обратная тенденция: по сравнению с весной 2014 года доля сторонников перемен почти в полтора раза выросла (с 30 до 44%), одновременно стала снижаться доля сторонников стабильности (с 70 до 56%) – следует из результатов опроса. И, как объясняют социологи, сторонники перемен чаще всего встречаются среди молодежи (55% респондентов в возрасте 18–30 лет), людей с плохим материальным положением (50%) и живущих в райцентрах (48%). «В то же время среди жителей мегаполисов желающих существенных перемен оказалось сравнительно немного – менее трети», – рассказывают социологи.
Мы, очевидно, наблюдаем сегодня «новую волну роста спроса на перемены», утверждают эксперты. «Экстраполируя данную тенденцию, можно предположить, что в ближайшие месяцы перевес сторонников стабильности будет продолжать уменьшаться», – сообщают эксперты.
Обостряет ситуацию и тот факт, что в обществе сегодня высока доля тех, кто недоволен властью. Так, на существующие противоречия между властью и народом указывают 36% респондентов. А с учетом того, что такое противоречие во многом совпадает с конфликтами между чиновниками и гражданами, между бедными и богатыми, а также между олигархами и остальным обществом, почти 70% россиян фиксируют явные общественные противоречия. «Все прочие социальные конфликты рассматриваются россиянами как менее значимые», – поясняют в РАН.
И около половины россиян прогнозируют рост социального напряжения в стране. В мае 2017 года о таком прогнозе заявили 45% респондентов.
Нарастающее недовольство широких слоев населения в целом объяснимо. Российское общество по-прежнему продолжает находиться в достаточно сложных экономических условиях. Между тем за последний год произошло снижение доли негативных оценок, что позволяет говорить о некой стабилизации настроений. К примеру, сегодня свыше 50% россиян указывают, что кризис повлиял на них значительно. И лишь 15% гражданам РФ кризис вообще не доставил никаких сложностей. Год назад оценки были более пессимистичными. Так, 65% сообщали о том, что кризис повлиял на них значительно. О средней степени влияния говорили 28% респондентов. А не замечали влияния кризиса лишь 7% респондентов.
Главный ущерб россиян от кризиса выразился в падении уровня жизни – об этом сообщают 50% опрошенных. Заметна и доля тех, кто вследствие кризиса лишился возможности ездить в отпуск (40%), получать необходимую медпомощь (36%) или потерял в зарплатах (37%).
Снижение уровня жизни вынуждает россиян адаптироваться к новым экономическим условиям. В первую очередь это отражается в экономии граждан на основных товарах. Так, наиболее частыми направлениями экономии для населения весной 2017-го являлись покупка одежды и обуви – об этом заявляют 47% опрошенных. На отдыхе и туризме экономят 44%, а на покупке дорогостоящих товаров длительного пользования – 39%. «Более трети россиян, 35%, также экономили на продуктах питания и 31% – на досуге», – следует из исследования.
Кроме экономии самой распространенной реакцией на кризис стала работа на приусадебных участках. Сегодня к ней как к решению материальных проблем прибегает треть россиян. Вторая и третья по распространенности стратегии связаны с рынком труда. Так, чуть более четверти респондентов весной 2017-го отмечали, что искали возможности разовых и временных приработков. А менее четверти – прибегали к работе по совместительству.
Широко распространены и такие «пассивные» стратегии улучшения своего материального положения, как займы и получение помощи от родных и друзей, – на каждую из них указывает каждый 10-й россиянин. В то же время долги или кредиты разного рода имеют 41% населения. И, как отмечают исследователи, наличие долговых обязательств нарастает по мере снижения величины текущих доходов.
Хотя в обществе стало преобладать мнение о наступившей экономической стабилизации, население не ощущает оптимизма. «Улучшение ситуации большинство населения откладывает на несколько лет», – соглашается завлабораторией исследований социального развития Академии народного хозяйства и госслужбы Елена Авраамова. Кроме того, продолжает оставаться весьма значительной группа населения, считающая себя пострадавшей в результате изменений в экономике, добавляет она.
Независимая газета. 13.07.2017