Лучшее средство против «электромайданов»
Саркис Мартиросян
«Независимая пресса» Армении, ряд неправительственных организаций и некоторые политические круги отметили годовщину «электромайдана» (иногда эти события называют «электро-Ереван»). Напомним, что поводом для этих событий послужило то обстоятельство, что Комиссия по регулированию общественных услуг согласилась на увеличение тарифа на поставку электроэнергии потребителям на 16,7%, а не на 40%, как того требовали «Электрические сети Армении» (далее ЭСА). Данное повышение тарифов на электроэнергию стало третьим за четыре года. ЭСА являлась «армянской дочкой» российской компании ИНТЕР РАО ЕЭС, которая владела 100 % ее акций.
По данным армянской прессы и источников в парламентской оппозиции, ЭСА реально стояла на пороге банкротства с долгом в несколько сот миллионов долларов и по законам Армении должна быть запущена процедура банкротства. Однако ради «спасения» монополиста был поднят вопрос о повышении тарифов на электроэнергию для потребителей.
Из прессы стало известно (впоследствии это подтвердилось), что работа российского менеджмента компании сопровождалась хищениями, нецелевым расходованием средств, а также невыполнением инвестиционных программ. Многочисленные факты хищений и коррупции скрывались, а уголовные дела не возбуждались по одной простой причине: расхитители и коррупционеры из ЭСА «делились» своими доходами с армянскими чиновниками (причем самыми высокопоставленными), которые их и «крышевали». Таким образом, долги ЭСА, образовавшиеся вследствие воровства и бездарного менеджмента, предполагалось покрыть за счет повышения тарифов.
Всё вышеизложенное не могло не вызвать ответной реакции у населения, социальное положение которого остается достаточно сложным (даже по официальным данным, более трети населения живет за чертой бедности). Акции протеста против повышения тарифов на электроэнергию начались 19 июня с призывов гражданской инициативы «Нет грабежу!», к которой присоединились такие структуры, как «Союз информированных граждан» и «Мы хозяева этой страны!». В пиковые дни в акциях протеста участвовали порядка 6-7 тысяч человек. Кадры столкновений с полицией обошли все мировые СМИ.
События в Ереване были окрещены рядом российских СМИ «майданом-2» по аналогии с известными событиями в Киеве. Одной из особенностей было то, что для сбора участников акции и управления были использованы социальные сети, технология флешмобов. Кроме того, репортаж о событиях в Ереване велся в режиме non-stop, а видиокартинка подавалась под углом завышения реальной численности участников акции. Наконец, бросалось в глаза повышенное внимание к указанным событиям со стороны украинских и грузинских СМИ, блогеров и экспертного сообщества.
В конце концов, президент Серж Саргсян встретился с сопредседателем армяно-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, министром транспорта РФ Максимом Соколовым. Во время встречи стороны пришли к выводу о том, что при утверждении нового тарифа КРОУ не учитывала потери, понесенные ЭСА вследствие возможных «упущений» в ее деятельности. Кроме того, он предложил межправительственной комиссии рассмотреть возможность проведения тщательного аудита в ЭСА с участием экспертного сообщества и представителей общественности. Российская сторона согласилась с этой позицией.
В августе правительство приняло официальное решение о проведении аудита и о субсидировании повышения тарифа на электроэнергию до конца календарного года. Общий объем субсидии составил 5,8-6,1 млрд драм, т.е. приблизительно 12,5 млн. долларов.
Затем правительство Армении поддержало план отчуждения ЭСА в пользу банковской структуры, владельцем которой является российский миллиардер армянского происхождения Самвел Карапетян, т.к. изначально предполаглось, что именно он и будет нести убытки по эксплуатации ЭСА. У части общества изначально появилась надежда на то, что новый владелец сумеет провести необходимые реформы и модернизацию компании, сделает ее эффективной и выплатит все долги и тем самым ситуация в энергосекторе стабилизируется. Эти надежды были связано отчасти и позитивным в целом реноме С. Карапетяна в армянском общественном мнении.
Этот вариант решения проблемы устраивал и российские государственные структуры: с одной стороны, им удалось избавиться от проблемного актива, принадлежащего одной из ведущих российских энергетических компаний, а с другой – столь значимый актив хоть и перешел к частному владельцу, но этот владелец является российским гражданином и возглавляет крупный российский концерн. Таким образом, хоть и косвенно, но Москва сохранила контроль за ЭСА, которые являются одним из стратегических объектов армянской экономики.
После завершения сделки С. Карапетян выступил с заявлением, в котором в общих чертых представил свои планы по реорганизации ЭСА, которые вкратце свелись к следующим основным положениям:
- группа компаний TASHIR Group полностью приняла на себя обязательства по управлению ЭСА. Управление компанией будет прозрачным и понятным для общественности, основанным на важнейшей составляющей корпоративной социальной ответственности;
- среди приоритетных задач развития ЭСА: внедрение антикризисной программы, оптимизация финансовой деятельности компании, повышение качества предоставляемых услуг, обеспечение контроля финансово-экономической деятельности, в том числе посредством внедрения соответствующих новейших технологий;
- запланирана модернизация инфраструктуры распределительных сетей посредством эффективных инвестиций. Предполагалось вести тотальную бескомпромиссную борьбу против порочных явлений, коррумпированных работников и недобросовестных потребителей. Посредством концентрирования внутренних ресурсов, в том числе уменьшения потерь электроэнергии, сократить расходы, в результате чего в дальнейшем должна появиться возможность избежать повышения тарифов на электроэнергию в части ЭСА;
- с целью поддержки населения Армении принято решение в течение 2016 года за счет личных средств С. Карапетяна, паритетно с правительством страны компенсировать разницу между повышенным и действовавшим до 1 августа 2015 года тарифами на электроэнергию для населения и малого бизнеса.
С момента обнародования бизнесменом вышеупомянутых планов минуло более девяти месяцев. Возникает вполне естественный вопрос: как изменилась ситуация в ЭСА, каковы теперь ее экономические, финансовые и технологические показатели?
Прежде всего следует отметить, что ЭСА после нескольких неудачных лет завершила 2015 год с чистой прибылью в размере 21 млрд. драмов (при курсе 1 доллар = 475 драм).
Согласно открытым источникам, компания к концу года вышла на установленные КРОУ показатели маржи (в млн. драм).
Таким образом, к концу прошлого года компания улучшила свое финансовое положение. Её суммарные финансовые обязательства (без собственного капитала) составили 139,2 млрд. драмов,. Из них 13,14 млрд. драмов составляет просроченная задолженность перед производителями электроэнергии (предполагается, что её погашение завершится до 1 августа).
Также улучшились показатели финансово-экономической деятельности (в млн. драм).
Показатели финансово-экономической деятельности характеризуют деятельность компании ЭСА как прибыльную. Налицо рост коэффициентов срочной и текущей ликвидности, то есть возросшая способность ЭСА по своим текущим обязательствам, а также снижение потерь электроэнергии, которые де-факто приблизились к установленным нормативам.
Таким образом, имеет место устойчивая тенденция оздоровления ЭСА, которая покроет просроченную задолженность перед энергогенерирующми предприятиями ещё до снижения тарифов на электроэнергию, недавно утвержденными КРОУ. Новые тарифы вступят в силу с 1 августа с. г. Улучшившиеся финансово-экономические показатели компании почти наверняка откроют для нее более широкие возможности для получения банковских кредитов на выгодных условиях.
Ряд шагов предпринимает и правительство. Так, 17 июня парламент Армении ратифицировал кредитное соглашение с Международным банком реконструкции и развития на 30 млн. долларов в рамках программы финансового оздоровления энергетической сферы. По информации министра энергетики Арега Галстяна, средства будут предоставлены Армянской АЭС и Ереванской ТЭЦ на покрытие задолженностей со стороны компании ЭСА за поставленную электроэнергию, а также погашение заемных средств, предоставленных Ванадзорскому химзаводу и Ереванскому химзаводу «Наирит».
Суммарная задолженность генерирующих компаний из-за непредвиденных обстоятельств (продление приостановки Армянской АЭС, недовыработка электроэнергии со стороны ГЭС из-за маловодного года) составила 14 млрд. драмов (около 29 млн. долларов).
Подводя краткие итоги можно констатировать, что новый владелец ЭСА сумел организовать грамотный менеджмент компании, что обусловило устойчивую тенденцию к оздоровлению дел. Российский собственник оказался квалифицированным кризисным менеджером и способен на грамотное ведение бизнеса. Таким образом, делаются, с одной стороны, важные шаги по восстановлению сильно пошатнувшегося в прошлом году реноме российских компаний, а с другой – снимаются возможные поводы для организации нового «электромайдана».
В целом же политико-информационная «встряска» годичной давности выявила ряд серьезных проблем в армяно-российских экономических отношениях, которые надо решать. Вышеупомянутые перемены в сфере энергетики указывают, что при профессиональном подходе к делу это реально.
ritmeurasia.org 12.07.2016