Эксперты: Визит Шавката Мирзиеева в Россию признан сверхуспешным
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев в начале мая посетит Китай. Это будет его четвертый государственный визит. После региональных визитов в Туркменистан и Казахстан Шавкат Мирзиеев на нынешней неделе посетил Россию. Переговоры в Москве эксперты оценили как очень результативные — это и в высшей степени благожелательная атмосфера встреч, да и в цифровом выражении — пакет инвестиционных соглашений на $12 млрд и торговые контракты на $3,8 млрд. Эксперты уже сейчас задаются вопросом, будет ли таким успешным визит в Пекин, и если «да», то, как достичь негласно поставленной Ташкентом цели — вернуть России первенство в торговом партнерстве с Узбекистаном.
Россия сегодня является вторым после Китая внешнеторговым партнером Узбекистана. Президенты Владимир Путин и Шавкат Мирзиеев в ходе обсуждения пришли к мнению, что уже в этом году вполне реально увеличить торговый оборот с нынешних $4 млрд до $5 млрд. Известный узбекский экономист Бахтиер Эргашев считает план выполнимым.
Пакет соглашений и меморандумов о намерениях, подписанный в ходе визита, составил в общей сложности 50 пунктов. Среди подписавших контракты с Узбекистаном такие российские гиганты, как «Газпром», «Ростех», ВЭБ, «ЛУКойл». «Газпром» заключил с Узбекистаном пятилетний контракт на покупку 5 млрд кубометров газа ежегодно, начиная с 2018 года. Внешэкономбанк и Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан (НБ ВЭД) подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого стороны изучают возможность предоставления до $500 млн на финансирование инвестиционных проектов. Также были подписаны меморандум между компаниями «Красноцвет» и «Узкимесаноат» о создании совместного предприятия по производству катализаторов, о централизованном сборе и переработке материалов с драгметаллами, соглашение о сотрудничестве «Газпромбанка» и АКБ «Асака» по финансированию строительства металлургического завода в Ташкенте. Министерства энергетики двух стран заключили меморандум о поставке в Узбекистан 500 тыс. тонн российской нефти.
«В Узбекистане проводится программа модернизации и технического перевооружения большинства отраслей промышленности. Таким образом, есть хорошие возможности для того, чтобы российский бизнес открыл для себя значимый узбекский рынок и чтобы российские технологии стали конкурентными с китайскими», — сказал EADaily Бахтиер Эргашев.
Возрождение экономических связей с Россией Ташкент видит только в двустороннем формате или в рамках СНГ. Вступать в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) пока не планирует. Однако от поиска новых форматов сотрудничества Узбекистан при этом не отказывается. Например, как сказал Бахтиер Эргашев, это может быть формирование зоны свободной торговли (ЗСТ) в рамках ЕАЭС. «Географическое положение Узбекистана дает повод обсуждать эту инициативу», — отметил экономист.
На переговорах на высшем уровне был также затронут вопрос безопасности Центральной Азии. Если Узбекистан будет атакован отрядами экстремистских организаций из Афганистана, то это может привести к дестабилизации региона. Мирзиеев пообещал, что Узбекистан будет поддерживать действия России в области политики безопасности в отношении Афганистана. «Спокойствие, мир и стабильность в Афганистане очень важны для нас. Мы будем всячески помогать и поддерживать все то, что Россия продвигает по Афганистану. Все, что делается Россией по Афганистану, нам очень импонирует», — сказал глава Узбекистана. Он обещал, что Узбекистан примет участие в расширенной встрече по Афганистану в Москве 14 апреля.
Россия, в свою очередь, заинтересована в укреплении обороноспособности Узбекистана. Поэтому сотрудничество в военно-технической сфере (ВТС) на годы будет приоритетным. Узбекистану удалось договориться с Москвой о поставках военной техники и оружия по закупочным ценам. Для Ташкента это особенно важно, поскольку национальная армия оснащена советским, российским вооружением. Узбекистану также нужны центры по ремонту танков, вертолетов и самолетов. 5 апреля Госдума РФ ратифицировала договор между Россией и Узбекистаном о развитии военно-технического сотрудничества, в рамках которого страны смогут осуществлять взаимные поставки продукции военного назначения, а также проводить работы и оказывать услуги интеллектуального свойства, создавать сервисные центры по ремонту военной техники. В Узбекистане уже работает единственное совместное предприятие «Узросавиа», которое занимается ремонтом вооружений и вертолетов. Для России сегодня интерес по этой линии представляет предприятие ТАПОиЧ (Ташкентское авиационное производственное объединение им.Чкалова), которое ранее выпускало самолеты Ил-76.
Главы государств отметили увеличение объемов импорта в Россию узбекских сельскохозяйственной продукции, что стало возможно в первую очередь благодаря зеленому коридору — теперь плодоовощная продукция на таможнях двух стран задерживается на минимальные сроки.
Итоги визита узбекского президента эксперты расценивают как беспрецедентные. При этом задаются вопросом, что может предложить Узбекистану Китай? «По широте вопросов, которые поднимались в Москве, это впервые настолько всеобъемлюще, начиная от вопросов миграции заканчивая вопросам культуры, — сказал EADaily эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института Востоковедения РАН Станислав Притчин. — У Китая есть средства, он их готов вкладывать. Но это кредиты, и нередко с политической подоплекой».
По словам Притчина, Китай охотно вкладывается в транспортную инфраструктуру, энергетику, т.е. во все, что связано с проектом «Экономического пояса Шелкового пути». До сих пор Китай не предлагал Узбекистану создание предприятий. Для Узбекистана же принципиально важно создавать рабочие места, а не просто привлекать на свой рынок китайские компании с китайскими же работниками. Насколько Китай готов предоставлять кредиты на развития производств — неизвестно.
«Поэтому полагаю, что Ташкент, при всем стремлении диверсифицировать внешнюю политику и расширять экономические контакты, будет сохранять осторожность в отношении китайских денег», — сказал Притчин. И поэтому потенциал российско-узбекского сотрудничества видится на данный момент более высоким, чем китайско-узбекского. Но потенциал — потенциалом, а его еще и реализовать нужно.
EurAsia Daily. 06.04.2017