Звезды европейских крайне правых провели смотр сил
Александр Ивахник
Лидеры ведущих правопопулистских партий Европы 21 января собрались в германском Кобленце в рамках конференции, организованной «Европой наций и свобод» – евроскептической фракцией Европарламента, которая имеет около 40 мандатов в 751-местном законодательном органе ЕС. Мероприятие проходило на следующий день после инаугурации Дональда Трампа, что, конечно, носило символический характер.
Победа несистемного Трампа на президентских выборах в США была воспринята его европейскими братьями по духу как мощный политико-психологический стимул, как доказательство того, что лидеры новых правых – вчерашние маргиналы, а ныне восходящие звезды политической сцены – уже в ближайшем будущем могут получить доступ к механизмам государственного управления. Организаторы конференции в Кобленце претенциозно назвали ее «европейский контрсаммит». Хотя в этом названии есть определенная парадоксальность. Ведь главные черты, которые объединяют лидеров правопопулистских партий Старого Света – это евроскептицизм и национализм.
В течение 2017 года в Европе состоятся три электоральных события, на которые несистемные правые возлагают особые надежды. 15 марта пройдут парламентские выборы в Нидерландах, и за полтора месяца до их проведения местная Партия свободы во главе со скандальным Гертом Вилдерсом, намеревающимся запретить Коран в стране, возглавляет предвыборные опросы. В апреле–мае предстоит борьба в первом и втором туре президентских выборов во Франции. Здесь лидер Национального фронта Марин Ле Пен возглавляет сейчас электоральные рейтинги с 25-26%, немного опережая кандидата от консерваторов Франсуа Фийона, и почти наверняка попадет во второй тур. У «Альтернативы для Германии» (АдГ), образованной в 2013 году, позиции заметно слабее. В прошлом году на выборах в земельные парламенты она набирала от 12,6% голосов в богатом юго-западном Рейнланд-Пфальце до 24,2% голосов в бедной восточной Саксониии-Анхальт, но на национальном уровне сейчас ее рейтинг составляет 11-12%, в то время как у блока ХДС/ХСС Ангелы Меркель – 38%, а у социал-демократов – 21%. Так что на выборах в бундестаг в сентябре АдГ наверняка преодолеет 5%-ный барьер, но на участие во власти претендовать не сможет.
Надо отметить, что до последнего времени лидер «Альтернативы для Германии» Фрауке Петри избегала публичного взаимодействия с Марин Ле Пен, считая, что «Национальный фронт» имеет слишком экстремистский имидж. Но ситуация изменилась. С одной стороны, Ле Пен стремилась сделать партию более респектабельной, не постеснявшись исключить из партийных рядов основавшего «Национальный фронт» своего отца-антисемита. С другой стороны, АдГ в ходе поразившего Германию в 2015 году глубокого миграционного кризиса сдвигалась вправо, притягивая к себе откровенных неофашистов и ксенофобов. На этой волне Фрауке Петри предложила запретить в Германии возведение новых мечетей и наделить пограничников правом стрелять в нелегальных мигрантов в случае необходимости. А неделю назад лидер фракции АдГ в парламенте Тюрингии Бьорн Хеке вызвал национальный скандал, заявив: «Немцы являются единственным народом в мире, кто возвел монумент позора в сердце своей столицы» (он имел в виду мемориал Холокоста в центре Берлина). При этом руководство АдГ решило дисциплинарно наказать Хеке, но не исключать его из партии, поскольку, по оценкам экспертов, до трети членов АдГ поддерживают его позицию.
Так или иначе, Фрауке Петри участвовала в конференции в Кобленце вместе с Марин Ле Пен. Компанию им составили голландец Герт Вилдерс, лидер итальянской «Лиги Севера» Маттео Сальвини, представители Австрийской партии свободы, бельгийской партии «Фламандский интерес» и ряда других, а всего в арендованном зале в центре города собралось около тысячи человек. Участники «европейского контрсаммита» с большим энтузиазмом выслушали речи двух главных спикеров – Марин Ле Пен и Герта Вилдерса.
Открывшая конференцию лидер Национального фронта заявила, что европейцы сейчас переживают конец одного мира и рождение другого. 2016 год характеризовался «пробуждением англосаксонских стран», а 2017 год «будет годом пробуждения народов континентальной Европы». Ключевые выборы во Франции, Германии и Нидерландах в этом году «откроют новую эру перемен», выразила уверенность Ле Пен. По ее прогнозу, избиратели этих трех стран вслед за гражданами Великобритании и США отвергнут аргументы политического истеблишмента. Марин Ле Пен отметила: «Первым серьезным ударом по нашему прошлому стал Brexit, и он вызовет «эффект домино». Мы переживаем возврат национальных государств». Миграционную политику Ангелы Меркель кандидат в президенты Франции назвала «ежедневной катастрофой».
Лидер Партии свободы Нидерландов Герт Вилдерс не отставал от Ле Пен по степени оптимизма: «Вчера – новая Америка. Завтра – новая Европа. Люди на Западе просыпаются. Они сбрасывают ярмо политкорректности. Этот год будет годом народа ... годом освобождения, годом патриотической весны». Вилдерс вызвал особые аплодисменты зала, заявив: «Германия вместо Ангелы (Меркель) нуждается во Фрауке (Петри)». Сама Петри предостерегающе напомнила о «вторжении миллионов в массе своей безграмотных молодых людей, происходящих из далекой и включающей насилие культуры». Она призвала Европу «найти мужество, чтобы переосмыслить свое будущее».
Лидеры крайне правых партий трех ведущих стран Европы явно стремились представить единый фронт в год важнейших для них выборов. Для этих партий, находящихся вне политического мейнстрима в своих странах, важно показать, что они имеют международных партнеров. При этом менее известная пока лидер «Альтернативы для Германии» Фрауке Петри, видимо, надеется подпитаться популярностью от Марин Ле Пен и Герта Вилдерса.
Попытки международной консолидации правых популистов в Европе после победы Трампа вызывают тревогу у партий, разделяющих традиционные европейские ценности. Три тысячи человек протестовали у здания, в котором проходило мероприятие в Кобленце. Среди них был лидер СДПГ, вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль, сопредседатель партии «Зеленые» Симоне Петер и министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн. Однако, чтобы побеждать несистемных правых в сегодняшней Европе, отличающейся встревоженным и дезориентированным массовым сознанием, уличных протестных действий мало. Лево- и правоцентристские партии, приверженные демократическим традициям и продолжению проекта объединенной Европы, должны признать серьезные ошибки прошлого, основательно перетрясти свой идейный багаж и предложить избирателям новые убедительные ориентиры, которые бы отвечали актуальным драматическим вызовам.
Политком.Ru. 25.01.2017