Гройсман и ГУАМ: без шансов на реанимацию
Виктор Барсов
В конце прошлого года западные политтехнологи наконец-то вспомнили о полузабытом американском проекте под вывеской «Организация за демократию и экономическое развитие». Поводом для этого стал состоявшийся в азербайджанской столице — Баку круглый стол, посвященный, прямо скажем, туманному будущему этой структуры, участники которой — Азербайджан, Грузия, Украина и Молдавия — за 20 лет так и не нашли достойного места в международном сообществе, не разрешили ни одной важной для каждой из них проблемы, включая национально-территориальные.
Странным и малопонятным представляется факт участия в бакинской встрече по тематике ГУАМ высоких дипломатов от так называемой Вышеградской группы, в которой, как известно, состоят Польша, Чехия, Венгрия и Словакия, а также прибалтийских стран. Дело в том, что почти все они представляют теперь «лицо» НАТО и ЕС и совсем не горят желанием влить «свежую кровь» в эту слабо дышащую региональную группу. Мало каким вразумительным опытом могли поделиться с участниками ГУАМ эти европейские представители по части расцвета «демократии и свободы» в собственных странах. Ведь оказавшись в атлантической семье, они лишились значительной части своего национального достоинства — суверенитета в политических решениях и конкретных действиях на международной арене, выходящих за рамки блоковой дисциплины.
По мнению экспертов, западные «демократы» несут определенную ответственность за неэффективность и отсутствие конкретных результатов в деятельности ГУАМ, за будущее участников этой группы. Видимо, таким образом была предпринята попытка их моральной стимуляции — дескать, в Европе они не забыты. По другому и быть не может, поскольку политический проект ГУАМ был изобретен за океаном в «противовес влиянию России на постсоветском пространстве», в целях торпедирования любых интеграционных процессов в рамках СНГ. Любопытно, что о появлении на международной арене данной организации было заявлено в октябре 1997 года в ходе саммита на уровне глав государств Европейского союза в Страсбурге. А первые две встречи на высшем уровне в рамках ГУАМ состоялись именно в США, что свидетельствует о важной роли, которая отводилась за океаном новой антироссийской структуре.
В ГУАМ, как известно, на первых порах был втянут и Ташкент. На прицеле авторов этой структуры были и другие государства Центральной Азии, но их лидеры разумно проигнорировали западные обещания «молочных рек и кисельных берегов». Правда, и узбекские власти вскоре поняли, что их в тот период неуемная «многовекторность» могла быть с успехом использована Западом в его деструктивных намерениях и действиях против Содружества и покинули эту организацию. Впрочем, западные аналитики признают, что по большому счету в европейских столицах этот ГУАМ никогда не входил в разряд их приоритетных политических и экономических программ.
Ведь для Грузии, Азербайджана, Украины и Молдавии ГУАМ как был, так и остается своеобразным политическим очистительным «карантином», испытательным сроком перед возможным вступлением в Евросоюз. Такой статус этой организации, похоже, вполне удовлетворяет европейцев, которые готовы бесконечно размахивать перед членами ГУАМ «соблазнительными» перспективами вхождения в их союз. Хорошо известно, к чему привела такая «игра» западников с одним из влиятельных участников ГУАМ — Украиной. Вместо «демократии и экономического рая» страна была ввергнута в кровь и хаос гражданской войны, накрыта волнами национализма и русофобии.
Тем не менее, со стороны внешних сил не прекращаются попытки реанимировать и активизировать деятельность ГУАМ, как это было продемонстрировано на мероприятии в Баку. К сожалению, как отмечает западная печать, делается это не для объединения усилий его участников для решения собственных экономических, территориальных и иных вопросов развития, а для сохранения и усиления антироссийских позиций некоторых членов ГУАМ, в первую очередь Киева.
Конечно, это выхолащивает и девальвирует заявленные цели этой организации, которые с самого начала были нереальными и малодостижимыми. Действующий генсек ГУАМ Алтай Эфендеев признает, что в активе организации нет ни одного реализованного проекта с конкретными позитивными результатами. Правда, оговорился он, можно назвать налаженную «систему виртуального обмена информацией по обеспечению безопасности при транспортировке грузов». В основном же, отмечает Алтай Эфендеев, все ограничивалось работой комиссий, посвященных различным аспектам сотрудничества, в частности, бесплодным обсуждениям вопросов по границам, торговле, транспорту. К сожалению, никаких крупных логистических или экономических проектов, которые обсуждались на первом этапе развития ГУАМ, так и не было реализовано.
Можно предполагать, в европейских столицах давно осознали никчемность и туманное будущее этой структуры, однако без отмашки из-за океана отказываться от нее из «политических соображений» западники не станут. Сами они сейчас больше заняты проблемами внутри ЕС, чем, скажем, тем же украинским кризисом, а уж тем более вопросами выживания членов ГУАМ. Скорее всего, полагают эксперты, Запад в лице ЕС будет выстраивать преимущественно точечный диалог со странами постсоветского пространства, включая тех же участников ГУАМ, предоставляя им шанс самим выбираться из пучины экономических и политических проблем, включая национально-территориальные, которые остаются острыми и в их представлении нерешенными из-за козней «северного соседа».
Очевидно, с подачи западных «демократов» премьер-министр Украины Владимир Гройсман и выступил с инициативой провести в Киеве встречу глав правительств стран-членов ГУАМ. На эту встречу, которая была перенесена с декабря прошлого на февраль этого года, было решено пригласить и главу правительства Казахстана, надеясь, по-видимому, таким образом несколько скрасить и поправить политический имидж акций ГУАМ в евразийском сообществе. Принимается, очевидно, во внимание активное участие Казахстана в Транскаспийском энергетическом консорциуме, однако эксперты выражают сомнения в готовности и желании властей Астаны как-то сопрягать свои экономические, а тем более политические интересы с такой аморфной и антироссийской по определению структурой, как ГУАМ.
В современной геополитической и экономической ситуации ГУАМ в среднесрочной перспективе скорее сохранит тенденцию к своему сохранению как некоего клуба государств, которые будут готовыми обсуждать «интеграционные инициативы», касающиеся, в частности, прокладки трубопроводов и транспортных коридоров в направлении Европы и в обход России. Всегда готовыми к этому на словах, но не способными к их практической реализации из-за отсутствия для этого объективных предпосылок.
На Западе, конечно, принимают во внимание и ряд других обстоятельств, препятствующих реализации всех политических и экономических замыслов, которые были связаны с появлением на евроазиатском небосклоне этой структуры. К примеру, характер политических режимов в странах ГУАМ — Азербайджане, Грузии, Украине и Молдавии значительно отличается, что не может способствовать гармонизации их политической активности и толковому экономическому взаимодействию.
Более того, подчеркивают европейские аналитики, стратегическая и экономическая безопасность стран ГУАМ в значительной степени зависит как от российского, так и от западного фактора. Это обстоятельство, мягко говоря, подвергает сомнению возможность ГУАМ и в перспективе оказывать какое-либо заметное воздействие на формирование стратегической ситуации на евразийском континенте. Так что говорить о возможной трансформации ГУАМ в эффективную структуру, способную к самостоятельному продвижению в этом регионе своих национальных или консолидированных политических приоритетов, вряд ли приходится.
EurAsia Daily. 10.01.2017