Революция по расписанию: почему в Грузии снова ждут уличных беспорядков

Игорь Кармазин


В Грузии 4 октября пройдут местные выборы, в связи с этим на новый виток вышло противостояние власти и оппозиции. Оппоненты правящей партии зовут своих сторонников на уличные протесты, а также обещают заплатить тем полицейским, кто откажется разгонять митинги. Подробности — в материале «Известий».

Операция «Бойкот»

В Грузии 4 октября пройдут всеобщие местные выборы, по итогам которых в стране определятся с мэрами 64 городов и депутатами муниципальных советов (сакребуло). Местные парламенты будут сформированы по пропорциональной системе: часть кандидатов изберется по партийным спискам, часть — в мажоритарных округах. Проходной барьер для партий составляет 4%, отдельным претендентам хватит простого большинства голосов.

На первый взгляд кажется, что нынешняя кампания уступает по важности прошлогодним парламентским выборам. Действительно, сейчас речи о смене власти в масштабах страны не идет. Тем не менее эта электоральная процедура — последняя перед большим перерывом: следующие выборы в стране пройдут только в 2028 году. Соответственно, именно сейчас окончательно определится конфигурация власти в стране на ближайшие годы.

Большая часть оппозиции при этом бойкотирует голосование. Еще в июне восемь прозападных партий, среди которых Единое нацдвижение (ЕНД), «Гирчи», «Дроа» и «Ахали», отказались выставлять свои списки и кандидатов. «В нынешних реалиях участие в этом процессе не будет отвечать интересам наших граждан, а лишь создаст видимость легитимности незаконного режима», — говорилось в специальном сообщении.

Две прозападные партии — «Гахария за Грузию» и «Лело» — поучаствуют в выборах. В своем заявлении они подчеркнули, что отвечают на общественный запрос, а также хотят помешать правящей «Грузинской мечте» установить полный контроль над страной. На этом фоне президент Михаил Кавелашвили даже помиловал двух лидеров «Лело», которых ранее приговорили к восьмимесячному заключению.

Наиболее интригующими выглядят выборы мэра Тбилиси. Правящую партию представит действующий мэр Каха Каладзе, который баллотируется уже на третий срок. Две оппозиционные партии выдвинули 31-летнего Ираклия Купрадзе. Страсти при этом максимально накалены. 8 сентября у избирательного штаба Каладзе произошла драка его сторонников и противников, а несколько оппозиционеров задержали за порчу предвыборных плакатов действующего мэра.

Еще один важный момент — выборы пройдут без международных наблюдателей. Сначала власти страны сообщили, что никого приглашать не будут, в начале сентября все-таки позвали представителей БДИПЧ/ОБСЕ, но те сообщили, что времени для развертывания миссии уже не осталось. В «Грузинской мечте» заявили, что наблюдатели боятся честно рассказать о высоком уровне выборов, потому что за это их затравят евробюрократы.

Не туда посол

Предвыборная обстановка при этом крайне напряженная. В оппозиции призывают своих сторонников вечером 4 октября собраться в центре Тбилиси, чтобы «мирно свергнуть» действующую власть. Бывший лидер ЕНД Леван Хабеишвили также говорил, что каждый полицейский, который откажется выполнять приказы командования и не будет разгонять митинги, получит по $200 тыс.

В похожем ключе высказываются и представители тех партий, которые в выборах участвуют. Кандидат в мэры Тбилиси Ираклий Купрадзе призывал граждан 4 октября сначала прийти на участки, а потом собраться на проспекте Руставели. «Эти два пути не противоречат друг другу, а усиливают нашу борьбу. Тбилиси должен показать численное преимущество и в ходе голосования, и на улице», — рассуждал он.

Власти страны отвечают довольно жестко. Еще на старте избирательной кампании нескольких оппозиционных лидеров приговорили к семи-восьми месяцам заключения. В середине сентября по обвинению в призывах к свержению власти и попытке подкупа силовиков арестовали Левана Хабеишвили. Одновременно за решеткой оказался один из лидеров ЕНД Муртаза Зоделава, бывший министр обороны Джуаншер Бурчуладзе и лидер партии «Дроа» Элене Хоштария.

Кроме того, в конце августа Тбилисский городской суд арестовал банковские счета семи крупных НПО. Согласно заявлению генпрокуратуры, эти структуры помогали участникам уличных протестов, в том числе снабжали их масками, шлемами и противогазами, в дальнейшем перечисляли деньги для выплаты штрафов. В Евросоюзе раскритиковали решение, назвав его нарушением фундаментальных прав.

Премьер-министр Ираклий Кобахидзе также пообещал ужесточить наказание за преступления, имеющие политическую окраску. А на телеканале «Имеди» вышел сюжет, в котором говорится, что организаторы протестов связаны с иностранными спецслужбами. В материале подчеркивается, что курирует уличные выступления вице-президент американского НПО Atlas Network Томас Палмер.

Дополнительный сюжет связан с тем, что 10 сентября на границе с Турцией задержали двух украинцев, которые везли на грузовике 2,4 кг гексогена. Сами задержанные заявили, что конечным пунктом назначения была Россия. Но замглавы Службы госбезопасности Лаша Маградзе сообщил, что проверяется связь этого инцидента с выборами 4 октября и «планами радикальных групп».

Всё происходящее традиционно сопровождается перепалкой с представителями Евросоюза. Те угрожают Тбилиси отменой безвиза, если в республике продолжится давление на оппозицию, и продолжит действовать закон об иноагентах. Представители «Грузинской мечты» сейчас подчеркивают, что наибольшую активность проявляют послы ЕС и Германии, «именно они возглавляют агентуру, поощряют ненависть, зло и противостояние в обществе».

Американские власти при этом своего мнения по поводу происходящего в Грузии не выражают. По косвенным признакам, однако, видно, что в Вашингтоне позиция более сдержанная. Главным событием в этом смысле стало то, что в начале сентября в американском сенате провалилось рассмотрение законопроекта Megobari act, который предполагал введение масштабных санкций против грузинского руководства.

Что говорят эксперты

Главный научный сотрудник сектора Кавказа Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Александр Крылов считает, что грузинская оппозиция с треском провалится.

— Ситуация для правящей партии сейчас проще, чем на прошлогодних парламентских выборах. Во-первых, вряд ли оппозиция сможет предложить что-то новое. Да, будут уличные выступления, но они и так не прекращались. Во-вторых, прежнее единство Запада сейчас подорвано. Евросоюз продолжает давить, но США занимают более сдержанную позицию, — объясняет он.

Политолог, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Шота Апхаидзе говорит, что ситуация напряженная, у «Грузинской мечты» серьезные проблемы.

— На повестке целый ряд социально-экономических вопросов. Это и наплыв нелегальных мигрантов, и рост наркоторговли. Плохо выполняются обещания по борьбе с коррупцией и снижению безработицы, растет эмиграционный поток, когда жители страны уезжают на Запад. Наконец, вызывает вопросы кадровая политика, когда сторонников Саакашвили встраивают в нынешнюю систему власти», — подчеркивает он.

Эксперт добавляет, что всё это подрывает позиции правящей команды.

— При прочих равных они бы проиграли, но в руках у «Грузинской мечты» есть административный ресурс. Кроме того, в минус оппозиции идет то, что она ассоциируется с режимом Саакашвили, который многие по-прежнему ненавидят. В итоге я думаю, что правящая партия выиграет, но с минимальным преимуществом, в некоторых муниципалитетах может и уступить, — уверяет он.

Известия. 18.09.2025

Читайте также:

Добавить комментарий