Три в один: Россия добивается оживления формата с Индией и Китаем
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Москва ведет переговоры о восстановлении формата Россия – Индия – Китай (РИК) с Пекином и Нью-Дели, заявил «Известиям» замглавы МИД РФ Андрей Руденко. По его словам, работа в треугольнике возобновится, когда КНР и Индия вернут прежний уровень отношений. При этом министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар на этой неделе посетил Китай, где отметил улучшение взаимодействия двух стран. РФ приветствует эти позитивные подвижки, сказали «Известиям» в МИДе. Формат РИК может стать площадкой для разрешения споров между Пекином и Нью-Дели, а также укрепит безопасность в Евразии в целом, считают эксперты.
Когда заработает треугольник Россия – Индия – Китай
Россия ожидает возобновления работы формата РФ – Индия – КНР и ведет переговоры об этом с Пекином и Нью-Дели, заявил «Известиям» замглавы МИДа Андрей Руденко.
— Эта тема у нас фигурирует в переговорах и с теми, и с другими. Мы заинтересованы в том, чтобы этот формат заработал, потому что эти три страны — важные партнеры, к тому же основатели БРИКС. Поэтому отсутствие этого формата, на мой взгляд, выглядит неуместно. В этой связи мы ожидаем, что страны согласятся возобновить работу в рамках РИК — конечно, когда отношения между этими государствами достигнут того уровня, который позволяет работать в трехстороннем формате, — сообщил дипломат «Известиям».
Для возобновления работы формата важна готовность Индии и КНР, Россия искренне в нем заинтересована, подчеркнули «Известиям» в МИД РФ.
— Российская сторона приветствует позитивные подвижки в индийско-китайских отношениях, ожидает, что они положительно скажутся и на позициях Нью-Дели и Пекина по поводу возобновления работы трехстороннего механизма, — отметили в ведомстве.
Страны играют важную роль в БРИКС и ШОС, которые продвигают созидательное, конструктивное взаимодействие, активно участвуют в формировании более справедливого многополярного мироустройства, таких международных отношений, которые ориентированы, прежде всего, на устойчивое, безопасное и безбарьерное развитие.
— Схожесть подходов к целому ряду вопросов позволяет трем государствам находить оптимальные решения в контексте взаимодействия на многосторонних площадках. Так, в прошлом году при поддержке Индии и Китая состоялись организованные Россией и Мьянмой антитеррористические учения по линии Совещания министров обороны стран — членов АСЕАН с диалоговыми партнерами, несмотря на бойкот со стороны его западных участников, — резюмировали в дипведомстве РФ.
Впервые идею о трехстороннем формате взаимодействия России, Китая и Индии выразил в 1996-м на тот момент глава МИД РФ Евгений Примаков. Основная цель — установить мир и безопасность в Евразии, которая будет способствовать экономическому развитию.
Первая встреча глав МИД в таком формате прошла в 2002 году на Генеральной Ассамблее ООН. Далее переговоры проводились каждый год, последняя на данный момент встреча состоялась в ноябре 2021-го дистанционно.
Однако формат работал и на других уровнях. Например, в 2018-м президент РФ Владимир Путин провел встречу с председателем КНР Си Цзиньпином и премьером Индии Нарендрой Моди. Неформальный саммит лидеров прошел и на встрече глав государств G20 в японской Осаке в 2019-м. Проводились переговоры также на уровне экспертов и руководителей торговых, экономических и финансовых структур трех стран.
Москве, Пекину и Нью-Дели удалось добиться координации своей политики на крупных международных площадках. Например, в 2021-м министры иностранных дел осудили использование односторонних санкций, которые снижают роль Совета Безопасности ООН. Важно, помнить, что три страны стояли у истоков создания БРИКС — объединения, которое теперь включает 10 государств.
При этом возрастающее напряжение в отношениях между Индией и Китаем, которые всё более рассматривают друг друга в качестве конкурентов, а не союзников, приводит к тому, что даже научное общение представителей трех стран зачастую порождает споры и конфликтные ситуации. Это говорит о том, что самостоятельное значение формата РИК в настоящее время можно считать близким к нулю, заявил «Известиям» заместитель руководителя — ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований Китая ИКСА РАН Андрей Виноградов.
— Тем не менее совсем отказываться от этого формата было бы нерационально. В некоторых случаях он дает возможность в более неформальной, «научной» среде обсудить с представителями Китая и Индии те острые проблемы, которые в рамках саммитов и дипломатического общения обсуждать неудобно и некорректно, — отметил эксперт.
Что препятствует восстановлению отношений Индии и Китая
Совместная работа в формате РИК затормозилась сначала из-за коронавируса, а потом из-за проблем на границе между Индией и Китаем, заявил в 2024 году глава МИД РФ Сергей Лавров. При этом он отметил, что инициатором приостановки взаимодействия была именно Индия, которая намерена сначала урегулировать пограничные споры с КНР.
Напомним, что между Пекином и Нью-Дели существует давний спор о принадлежности территории площадью почти 60 тыс. кв. км в северо-восточном штате Аруначал-Прадеш, а также участка горной земли на севере Кашмира. Осенью 1962-го спор перерос в вооруженный конфликт, который закончился установлением китайской стороной контроля над этой территорией. С тех пор на границе постоянно обостряется ситуация. Например, очередные столкновения произошли в мае-июне 2020 года.
Неразрешенные вопросы, касаемые пограничного урегулирования между Индией и Китаем, — это главное препятствие для достижения взаимопонимания между этими странами. На отношения Пекина и Нью-Дели влияют и территориальные конфликты КНР и Бутана, который Индия обязалась защищать, сказал «Известиям» руководитель Центра изучения стран Дальнего Востока СПб Кирилл Котков.
— Кроме того, Китай еще с 1960-х стал союзником Пакистана в противостоянии с Индией. В недавнем индо-пакистанском конфликте проявили себя китайские истребители и ракеты, которые находились на вооружении Пакистана. Он, конечно, не равный партнер, потому что его экономическая зависимость от Китая увеличивается, но Индия такой формат отношений принять не может, — отметил эксперт.
С другой стороны, именно многосторонние организации, такие как РИК, могут стать площадкой для улучшения отношений между КНР и Индией. К примеру, первая с 2020 года встреча председателя Си Цзиньпина и Нарендры Моди произошла именно на саммите БРИКС в Казани. Там они договорились об отводе войск и поддержании мира на границе.
Глава МИД Индии Субраманьям Джайшанкар приехал 14 июля на заседание Совета министров иностранных дел ШОС, где встретился с зампредседателя КНР Хань Чжэном. Глава индийского ведомства сказал по итогам переговоров, что связи Пекина и Нью-Дели неуклонно улучшаются. Если стороны вернутся к взаимодействию в формате РИК, то они смогут продолжить избавляться от раздражителей в двусторонних отношениях благодаря взвешенной позиции России.
Старший научный сотрудник центра индийских исследований института востоковедения РАН Лидия Кулик считает, что всякий формат сотрудничества в Евразии полезен, потому что континент давно уже устал от бесконечных конфликтов. Для Индии отношения с Россией традиционно играют большую роль с учетом того, что у Нью–Дели с Пекином имеются проблемы. Подключение Москвы создает перспективы для сотрудничества в формате РИК. Оно содействует стабилизации обстановки на Евразийском континенте, которая дает достаточно оснований для беспокойства.
Известия. 17.07.2025