Рубеж ожиданий в киргизско-узбекском пограничье

Иван Ларин

С 2015 г. киргизско-узбекская граница стала южным рубежом ЕАЭС. Автоматически все ее проблемы, обострившиеся после развала Советского Союза, стали достоянием нового евразийского интеграционного объединения. 58 спорных участков общей протяженностью в 300 с лишним километров, то есть четверть всей границы между Киргизией и Узбекистаном, плюс узбекский и киргизский анклавы на территориях двух государств, стали основной составляющей конфликтного потенциала, периодически проявляющегося в форме «территориальных», «газовых» и «водных» баталий.

За последние годы на киргизско-узбекской границе произошли десятки инцидентов, в которых не обошлось без применения оружия. На недавний конфликт, разыгравшийся вокруг Орто-Токойского водохранилища и горы Унгар-Тоо, вынужден был отреагировать генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, заявивший 9 сентября (т.е. еще до избрания нового президента Узбекистана. – Ред.): «Исполняющим обязанности президента назначен Шавкат Мирзиеев… Мы знаем его как высококлассного экономиста и очень опытного политика. Он прекрасно знает и тонко чувствует всю специфику отношений между государствами Центральной Азии. Глубоко убежден, что будут приняты правильные решения, направленные на урегулирование возникшей ситуации с задержанными гражданами Киргизской Республики, и, что особенно важно, по продолжению переговорного процесса в урегулировании имеющихся проблем в узбекско-киргизских двусторонних отношениях».

Хроника потепления

С этого момента включился хронометр потепления в отношениях двух стран. Все СМИ, следящие за обстановкой в киргизско-узбекском приграничье, не обошли вниманием сообщение МИД Узбекистана: «В соответствии с утвержденным графиком 14-20 сентября 2016 года в Джалал-Абаде и Оше состоялись встречи рабочих групп правительственных делегаций Узбекистана и Кыргызстана по вопросам делимитации и демаркации узбекско-киргизской государственной границы. Было проведено совместное полевое обследование 23 участков линии государственной границы».

Другая новость, заставившая сделать вывод, что процесс переходит в сферу улучшения человеческих контактов, касалась проведенной 1 октября в Андижане встречи глав Ошской, Баткенской, Джалал-Абадской областей Киргизии с коллегами из Андижанской, Ферганской и Наманганской областей Узбекистана. Результатом общения стал меморандум о взаимном сотрудничестве. Основная цель документа просматривается в самом его названии: взаимное сотрудничество избрано приоритетным направлением в разрешении всего комплекса проблем, накопившихся в киргизско-узбекском приграничье. Вероятно, и путь решения проблемы спорных территорий лежит в сфере совершенствования всей системы взаимодействия населения, проживающего по обе стороны границы.

26 октября в киргизский город Ош прибыла официальная делегация Узбекистана во главе с заместителем премьер-министра республики Адхамом Икрамовым. Он заявил о том, что в ближайшие месяцы будут определены 80% спорных участков. Также будут решены вопросы, связанные с торгово-экономическими и культурно-гуманитарными связями Киргизии и Узбекистана, открыта граница.

Слова вице-премьера подтвердились: 8-13 ноября согласно плану-графику в Фергане прошла встреча рабочей группы правительств Киргизии и Узбекистана по вопросу делимитации и демаркации межгосударственной границы. Как сообщалось, в рамках встречи проведено инструментально-топографическое и иное исследование 14 ранее несогласованных участков по линии государственной границы на территории Андижанской, Наманганской и Ферганской областей Узбекистана и Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской областей Киргизии. Рабочая группа пришла к единому мнению по 7 участкам. В итоге Министерство иностранных дел РУз сообщило, что на сегодняшний день взгляды сторон по 56 участкам совпадают.

Эксперты размышляют

Советник премьер-министра КР, председатель Совета ассамблеи народа Киргизии Токон Мамытов, отмечая наметившееся потепление и приветствуя предпринятые двумя государствами шаги в пограничных вопросах, считает, что уповать на быстрое разрешение всех накопившихся проблем все же рано: «Переговорный процесс с Узбекистаном по всем направлениям будет нелегким. Причина в том, что руководители многих министерств и ведомств соседнего государства – это очень опытные люди, которые давно в политике и находятся на своих постах десятки лет. И поэтому узбекские чиновники будут в первую очередь отстаивать свои национальные интересы».

Здорового скепсиса придерживается и узбекский политолог Рафаил Саттаров, правда, фактор торможения связывает с киргизскими властями. Порталу «Sputnik Кыргызстан» он рассказал, что Киргизия и Узбекистан заинтересованы в нормализации отношений, «но не надо преувеличивать и впадать в эйфорию». Р. Саттаров особо подчеркнул: «Скажу, что фундаментальные проблемы между странами были, есть и будут. Это и приграничный вопрос, и строительство ГЭС, и межнациональные проблемы, в том числе события 2010 г.». Так что, считает эксперт, «причин и условий для быстрого решения проблем пока нет. Прежде всего, к этому не готова киргизская власть, которая в течение долгого времени пыталась делать из Республики Узбекистан некоего виновника своих внутренних проблем».

То, что узбекская сторона не будет уступать своих позиций, убежден главный редактор российского журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов. Его мнение: «Теперь договариваться о делимитации границ очень тяжело, так как все разговоры о территориальных уступках традиционно воспринимаются очень негативно… И дело тут не только в нежелании политиков идти на компромиссы, но и в бедности обоих государств, ведь если проводить разграничение, нужно переселять тысячи людей, проживающих на спорных территориях. У Ташкента и Бишкека нет для этого денег. Зато есть так называемое историческое противостояние между оседлыми узбеками и кочевыми киргизами. Националистически настроенная часть политической элиты Киргизии считает, что малейшие уступки приведут к требованию создания узбекской автономии... Это во многом надуманное опасение, связанное с большим количеством фальсификаций, но оно также мешает делимитации границ».

Остается напомнить, что мировая практика рекомендует для решения пограничных вопросов вырабатывать механизм уступок. Верхом патриотизма должна стать не демонстрация неуступчивости, а стремление к четкому определению границы, что неизменно приведет к ее стабильности, развитию приграничного сотрудничества и росту доверия среди населения приграничных территорий соседних государств.

Слово президентам

После посещения в октябре делегацией Узбекистана города Оша состоялся телефонный разговор президента Киргизии Алмазбека Атамбаева с тогда еще врио президента Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым, после которого глава КР заявил, что надеется на то, что народ соседней страны выберет президентом именно Мирзиеева. Выборы 4 декабря в Узбекистане показали: так и вышло.

Главы обоих государств подтверждают твердую взаимную заинтересованность в успешной делимитации и демаркации узбекско-кыргызской государственной границы

На этом фоне остался незамеченным, но от этого не потерявшим значимости факт подписания накануне президентских выборов 22 ноября министрами обороны России и Узбекистана договора о развитии военно-технического сотрудничества. Он свидетельствует, во-первых, о том, что вопросы безопасности РУз будут актуализированы, во-вторых, основным партнером в связи с этим станет Россия.

Возможно, предвидя данное обстоятельство, киргизский политолог Марс Сариев еще пару месяцев назад будущую перспективу урегулирования пограничных проблем между Киргизией и Узбекистаном связал именно с Шавкатом Мирзиеевым, автором осеннего потепления отношений с соседями Узбекистана и Россией: «У него более тесные связи с российским истеблишментом. Он убрал милиционеров с Ункур-Тоо, и открылись пункты пропуска на границе. После саммита (СНГ. – И.Л.) Мирзиёев понял, что у нас очень тесные отношения с Россией. Он хочет нормализации отношений с Кыргызстаном, на что положительно смотрит Российская Федерация. Россия дает понять, что надо налаживать отношения с нашей страной».

Несмотря ни на что, тенденция к позитивным изменениям в системе отношений Узбекистана с Киргизией запущена. Это не означает, что страны в один момент снимут все противоречия в территориальном вопросе, однако надежды на то, что внешнеполитический курс каждой из них будет скорректирован в сторону здравомыслия, весьма сильны.

_____________________

Фото rus.azattyk.org

Ритм Евразии. 08.12.2016

Читайте также: