Лечение Эр-Риядом
Сергей Строкань, Николай Амелин
Российско-американские переговоры в Саудовской Аравии вызвали позитивные отклики как в Москве, так и в Вашингтоне. В Белом доме, в частности, рассказали, что Россия и Соединенные Штаты договорились обеспечивать безопасное судоходство на Черном море, а также исключить применение силы в этом районе. Аналогичная формулировка была согласована и по итогам американо-украинских переговоров, которые также прошли в Эр-Рияде. Кроме того, США вместе с Россией и Украиной взяли на себя обязательство добиться реализации договоренностей об отказе от ударов по энергетическим объектам.
Переговоры в Эр-Рияде, продлившиеся 12 часов и завершившиеся вечером в понедельник, 24 марта, продолжили преподносить сюрпризы и после своего окончания, когда российская делегация уже вернулась домой.
Информация американского телеканала CBS о том, что стороны согласовали текст итогового заявления, которое должно быть обнародовано во вторник в 11 часов утра по московскому времени, была вскоре дезавуирована. Как пояснил в эфире телеканала «Россия 24» первый заместитель председателя комитета Совета федерации по обороне и безопасности Владимир Чижов, итоговое заявление не было принято из-за возражений Киева. «Они сидели 12 часов и вроде бы согласовали совместное заявление, которое, однако, не было принято из-за позиции Украины, это тоже весьма характерно и симптоматично»,— заявил господин Чижов.
Одновременно с российской делегацией в саудовской столице находилась делегация из Киева во главе с министром обороны Рустемом Умеровым, которая провела свои первые переговоры с представителями команды президента Трампа еще в воскресенье, а затем не покидала Эр-Рияд до окончания российско-американских переговоров. Украинская делегация покинула Эр-Рияд уже во вторник, перед отъездом проведя второй раунд переговоров с американской делегацией, который продлился недолго.
Между тем днем 25 марта Белый дом все-таки выпустил два заявления, в которых подвел итоги встреч в Саудовской Аравии.
Так, в одном из документов отмечалось, что «США и Россия договорились обеспечить безопасное судоходство, исключить применение силы и не допустить использования коммерческих судов в военных целях в Черном море». При этом Вашингтон обязался помочь России «восстановить доступ на мировой рынок экспорта сельскохозяйственной продукции и удобрений, снизить расходы на морское страхование и расширить доступ к портам и платежным системам для таких трансакций».
Чуть позднее в Кремле добавили деталей, уточнив: речь идет о снятии санкционных ограничений с Россельхозбанка и «иных финансовых организаций, задействованных в обеспечении операций по международной торговле продовольствием и удобрениями», а также с работающих в этих отраслях компаний и с задействованных в торговле судов. Также в числе предусловий — «снятие ограничений на поставки в Российскую Федерацию сельскохозяйственной техники, а также иных товаров, задействованных в производстве продовольствия (в том числе рыбопродукции) и удобрений».
В американо-украинском заявлении первая формулировка — о безопасном судоходстве в Черном море — повторялась буквально, лишь «Россия» была заменена на «Украину».
А вторым пунктом шел тезис о том, что «Соединенные Штаты по-прежнему привержены содействию обмену военнопленными, освобождению гражданских задержанных лиц и возвращению насильственно перемещенных украинских детей».
Кроме того, в двух документах отмечалось, что США договорились с Москвой и Киевом добиться реализации договоренностей об отказе от ударов по энергетическим объектам России и Украины. Четвертым пунктом в обоих заявлениях шел тезис о том, что участники встреч в Эр-Рияде «приветствуют добрые услуги третьих стран с целью поддержки реализации энергетических и морских соглашений». А пятым — обещание «продолжать работать над достижением прочного и длительного мира».
Комментируя переговоры, один из их участников, глава комитета Совета федерации по международным делам Григорий Карасин, дал понять в комментарии ТАСС: «технические консультации» по вопросу возвращения к черноморской инициативе трехлетней давности переросли в обсуждение всего комплекса проблем украинского конфликта и российско-американских отношений.
«Обсуждалось все, был насыщенный, непростой диалог, но весьма полезный для нас и для американцев. Конечно, далеко не все решили, не во всем согласились, но то, что такой разговор состоялся, мне кажется, это очень своевременно с учетом прихода новой администрации и новых политиков, которые приехали на встречу экспертных групп»,— сообщил господин Карасин.
По его словам, после встречи в Эр-Рияде переговоры России и США продолжатся с участием международного сообщества, включая ООН и «отдельные страны». «Американцы тоже в этом заинтересованы»,— подытожил российский сенатор.
«У этой войны нет военного решения, ее нужно закончить путем переговоров»,— заявил, комментируя российско-американские переговоры в Эр-Рияде, госсекретарь США Марко Рубио.
Господин Рубио отметил, что у президента Трампа получается делать шаги навстречу мирному разрешению конфликта, несмотря на «препятствия со стороны других стран и других лиц, которые, возможно, имеют иное мнение о том, как это должно происходить».
«Третьей мировой войны удалось избежать. Прекращение огня в сфере энергетической инфраструктуры достигнуто. Другие инициативы будут согласованы в ближайшее время! Под руководством президента Путина и президента Трампа мир становится безопаснее»,— написал на своей странице в соцсети Х один из представителей побывавшей в Эр-Рияде ранее, в феврале, первой группы российских переговорщиков, глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.
Между тем более подробный разбор ситуации вокруг переговоров в Эр-Рияде и украинского кризиса сделал во вторник в интервью «Первому каналу» глава МИД РФ Сергей Лавров.
Рассуждая о том, как реанимировать черноморскую инициативу, глава российской дипломатии указал на то, что Москва будет требовать гарантий безопасности, которых не оказалось три года назад, в связи с чем достигнутые в 2022 году договоренности просуществовали недолго.
«Нам будут нужны четкие гарантии, и гарантии могут быть, учитывая печальный опыт договоренностей просто с Киевом, исключительно результатом приказа из Вашингтона Зеленскому и его команде делать так и не иначе. Мне кажется, американские партнеры этот сигнал наш восприняли»,— сообщил Сергей Лавров.
О необходимости дальнейшей четкой проработки инициативы заявил и министр обороны Украины Рустем Умеров, выступивший за скорейшее проведение «дополнительных технических консультаций для согласования всех деталей и технических реализации, мониторинга и контроля договоренностей». При этом он обнародовал одну деталь, о которой в американо-украинском заявлении и в сообщении Кремля не говорилось. «Украинская сторона подчеркивает: перемещение Россией своих военных судов за пределы восточной части Черного моря будет считаться нарушением духа этой договоренности и будет рассматриваться как нарушение обязательств обеспечить свободу судоходства в Черном море и угрозу национальной безопасности Украины. В таком случае Украина будет иметь полное право реализовывать право на самозащиту»,— отметил министр.
Коммерсантъ. 25.03.2025