«В РФ функционирует около 100 японских предприятий»

В России продолжает работать около 100 японских предприятий, заявил в интервью «Известиям» посол в Токио Николай Ноздрёв. РФ оказывает необходимую поддержку компаниям, которые стремятся сохранить взаимовыгодное сотрудничество. При этом, как заявил дипломат, официальный Токио последовательно разрушает торгово-экономические связи с Москвой: местный бизнес, работающий на российском направлении, столкнулся с прямыми угрозами со стороны властей. Дальнейшие контрмеры в отношении Японии будут действенными, при этом не обязательно симметричными, подчеркнул посол. О новых санкциях, перспективах бизнеса и гастролях россиян в Японии — в эксклюзивном интервью Николая Ноздрёва «Известиям».

«Япония полностью солидаризовалась с санкционной политикой Группы семи»

— Несмотря на поддержку санкционного давления на РФ со стороны Запада Япония, очевидно, намерена сохранить торгово-экономическое сотрудничество с Россией. Так, по данным японского минфина, в прошлом году товарооборот между странами рос три месяца подряд. Каковы итоговые цифры в 2024-м? Есть ли интерес с японской стороны в увеличении товарооборота с РФ?

— Япония полностью солидаризовалась с санкционной политикой Группы семи и проводит антироссийский курс, нацеленный на нанесение ущерба национальной безопасности и экономике нашей страны. Токио принял 25 пакетов незаконных ограничительных мер, последний из них совсем недавно — 10 января. Они предусматривают в том числе лишение статуса наиболее благоприятствуемой нации в торговле, замораживание активов, ограничение инвестиций, запрет на поставки широкого перечня товаров и импорт отдельных видов продукции из РФ. Вряд ли такие действия можно рассматривать как некую попытку сохранить сотрудничество. Наоборот, японские власти продолжают последовательно и осознанно разрушать кропотливо создававшийся десятилетиями фундамент двусторонних торгово-экономических связей.

В результате, по данным минфина Японии, товарооборот по итогам прошлого года в очередной раз значительно сократился — на 22%, до $7,9 млрд. В 2021 году он составлял $19,9 млрд. Статистика подтверждает отсутствие у Токио какого-либо желания выправлять негативную траекторию двусторонних отношений.

— Как вы оцениваете перспективы российского бизнеса в Японии? Есть ли дискриминация в отношении российских предпринимателей со стороны государства?

— Развязанная японскими властями русофобская кампания неизбежно создает атмосферу негатива и отчуждения в отношении всего, что связано с нашей страной. Этому охотно способствуют местные СМИ, которые без устали тиражируют сюжеты, изобилующие антироссийскими нарративами. Такая ситуация не может не сказываться на отечественном бизнесе в Японии. Дополнительным барьером для эффективной коммерческой деятельности остаются сложности с трансграничными расчетами и логистикой.

Кроме того, в прошлом году впервые зафиксировано применение «санкционного» законодательства против российского предпринимателя Андрея Совы — ему инкриминировали поставки в Россию через третьи страны якобы «товаров двойного назначения». Его приговорили к условному сроку и крупному штрафу. В такой токсичной обстановке вряд ли можно ожидать расширения деятельности отечественных компаний в Японии.

— Сколько японских компаний до сих пор ведут бизнес в России? Оказывает ли посольство РФ поддержку этим предпринимателям?

— Местные бизнесмены, работающие на российском направлении, также столкнулись с беспрецедентным политическим давлением, а в ряде случаев и с прямыми угрозами со стороны властей Японии, в результате чего были вынуждены с большими потерями оставить целые сегменты рынка.

Причем когда речь идет о потерях, это не только непосредственные убытки, возникающие при завершении деятельности, но и упущенная будущая выгода от работы на перспективном российском рынке, удар по репутации. Вместе с тем в России продолжают функционировать, по разным оценкам, около 100 японских предприятий, которые стремятся сохранить наработанные за десятилетия результаты взаимовыгодного сотрудничества. Безусловно, таким компаниям мы оказываем необходимую поддержку.

«Мы не заинтересованы в осуществлении контактов ради самих контактов»

— Из-за санкций коммуникация между Россией и недружественными странами сведена практически к минимуму. На каком уровне сейчас осуществляются политические контакты с Токио? Есть ли диалог на уровне министерств обороны двух стран?

— Важно понимать, что российская сторона не предпринимала инициативных шагов по сворачиванию межгосударственных контактов и сотрудничества. Именно официальный Токио в угоду западным союзникам и собственным политическим интересам активно продвигает деструктивный курс в отношении нашей страны.

На данный момент чисто из прагматических соображений поддерживаем взаимодействие на рабочем уровне для решения текущих вопросов. Канал связи между оборонными ведомствами также сохраняется, в частности через аппараты военных атташе при посольствах.

Вместе с тем еще раз подчеркну, что мы не заинтересованы в осуществлении контактов ради самих контактов. Без отказа японского политистеблишмента от антироссийской линии не на словах, а на деле о возвращении к полноформатной двусторонней работе не может быть и речи.

— На каком уровне сейчас культурные и гуманитарные обмены между странами, в том числе на уровне городов-побратимов? Запланированы ли на 2025 год культурные мероприятия в Японии с участием российских артистов? Ожидать ли аналогичных мероприятий у нас?

— На фоне общей деградации двусторонних отношений удается, пусть и в скромных масштабах, поддерживать сотрудничество в гуманитарной, образовательной и культурной сферах. 21 апреля 2025 года совместным российско-японским концертом откроется уже 20-й Фестиваль российской культуры в Японии. В сентябре город Мусасино, входящий в столичный округ, посетит делегация из Татарстана, в составе которой будут танцевальный ансамбль «Казань» и ансамбль народных инструментов «Риваять». На фоне серьезного давления японские артисты и их импрессарио вынуждены занимать выжидательную позицию. Поэтому говорить о реализации масштабных культурных проектов с участием японских коллективов в России сейчас, увы, не приходится.

— В 2024 году Япония стала заметно популярнее у российских туристов. На этом фоне страна упростила выдачу виз россиянам. Обсуждают ли сейчас стороны возобновление прямых рейсов?

— Вопрос о возобновлении прямого авиасообщения находится в замороженном состоянии. Посольство неоднократно поднимало его перед компетентными ведомствами Японии. Конструктивный разговор на эту тему может состояться, когда официальный Токио осознает пагубность нынешнего антироссийского курса.

«Подобные враждебные шаги не останутся без ответа»

— Премьер-министр Японии Сигэру Исиба заявлял, что его правительство сохраняет курс на «решение территориальной проблемы и заключение мирного договора» с Россией, несмотря на текущие сложности в отношениях двух стран. Контактируют ли сейчас Москва и Токио по заключению мирного соглашения?

— Подобные заявления из уст премьер-министра и других политиков мы воспринимаем как нереализуемые. Еще в марте 2022 года мы официально объявили о том, что с учетом недружественной позиции Токио не можем вести соответствующие переговоры. Нам говорят о желании продолжать какой-то диалог по мирному договору и одновременно тиражируют антироссийские заявления, грозя санкциями. Такой вот дуализм подходов. Мне кажется, что и в самой Японии никто четко не понимает, как эти вещи можно совмещать.

Кроме того, еще до стремительного охлаждения отношений российская сторона вела разговор не о «мирном договоре», который обычно подписывается конфликтующими сторонами по окончании боевых действий и прекращает состояние войны между ними (в российско-японских отношениях такую роль выполнила Советско-японская совместная декларация 1956 года), а об отвечающем современным реалиям полноценном всеобъемлющем соглашении о мире, дружбе и добрососедстве. Его цель — заложить фундамент развития сотрудничества на долгосрочную перспективу, обозначить ориентиры, движение по которым позволило бы в будущем выйти на иное качество взаимодействия. Обсуждение такого документа с государством, которое заняло откровенно недружественные позиции и позволяет себе прямые угрозы в наш адрес, стало невозможным.

— В новый санкционный пакет Япония включила физические и юридические лица, а также три банка. Готовит ли Москва ответные ограничительные меры?

— Теперь в японском черном списке находятся более 1 тыс. физических и 800 юридических лиц, а также около 2 тыс. запрещенных к экспорту в Россию товарных позиций.

Неоднократно по всем каналам предельно четко предупреждали Токио, что подобные враждебные шаги не останутся без ответа. Безусловно, такая работа в настоящее время ведется. Целевые, но не исчерпывающие действия на этом направлении уже предприняты. Дальнейшие контрмеры будут действенными, при этом не обязательно симметричными. Вместе с тем надеемся, что в японском политистеблишменте рано или поздно возобладает подобие здравого смысла и там поймут необходимость выстраивания добрососедства.

«Призываем все внешние силы воздерживаться от провокационных заявлений»

— В Японии готовятся к худшему сценарию в контексте возможной конфронтации между материковым Китаем и Тайванем. Рассчитывает ли Токио на посредничество Москвы в случае эскалации? Обсуждается ли такая возможность?

— Тайваньский вопрос — это внутреннее дело Китая. Попытки отдельных стран и межгосударственных объединений раскачать ситуацию в Тайваньском проливе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом оцениваем как контрпродуктивные. Они заслуживают широкого осуждения мировым сообществом. Всем региональным и мировым игрокам следует предпринять усилия для предотвращения эскалации. Постоянно призываем все внешние силы воздерживаться от провокационных заявлений и действий, подрывающих стабильность в АТР и международную безопасность.

Беседовала Анастасия Костина

Известия. 07.02.2025

Читайте также: