Социологи зафиксировали "разлом белорусской души"
Дмитрий Тараторин
Сразу две группы социологов представили новые доклады о состоянии белорусского общества. Отмечается рост удовлетворенности ситуацией в стране и доверия к власти. К таким выводам пришла группа, проводящая регулярные исследования в рамках проекта «Белорусский трекер перемен». А исследователь Геннадий Коршунов на основе проведенных им глубинных интервью утверждает, что между оппозиционерами, покинувшими страну, и их единомышленниками, которые решили остаться, нарастает взаимная напряженность. Обе группы обвиняют друг друга в предательстве.
Участники проекта «Белорусский трекер перемен» презентовали свой седьмой доклад. С момента презентации результатов предыдущего исследования прошло девять месяцев. И за это время в настроениях белорусского общества социологи зафиксировали заметные изменения.
Авторы исследования используют собственную методику, в рамках которой анализируют четыре группы граждан, разделяющихся по степени доверия к государственным институтам: «ярые сторонники», «склонные доверять», «ярые противники», «склонные не доверять». При этом они не дают четких цифровых значений по каждой из них, а лишь анализируют динамику изменений.
Социологи фиксируют рост сегмента «доверяющих власти». Пока он еще не слишком значителен, но они признают, что тенденция к дальнейшему росту вполне вероятна.
Также аналитики утверждают, что, напротив, сокращается сегмент «ярых противников власти». Их доля постепенно снижалась начиная еще с августа 2022 года, но сейчас уже можно говорить о весьма значительном уменьшении численности радикальных оппозиционеров внутри страны. Социологи объясняют это как ростом аполитичности, так и массовой эмиграцией наиболее протестно настроенных.
Социологи констатируют, что за истекшие девять месяцев в целом значительно выросла удовлетворенность ситуацией в стране. Белорусы в среднем стали более позитивно оценивать и наличную ситуацию, и перспективы как страны в общем, так и своих семей в частности.
Причем, что интересно, наибольший рост позитива дала группа «склонных не доверять власти». Социологи признают, что в рамках этой группы наметилась устойчивая тенденция роста социального оптимизма.
Что уж говорить о группах «склонные доверять» и «ярые сторонники власти». В них рост не такой резкий, но зато он отмечается как непрерывный тренд с момента начала измерений в феврале 2022 года.
Характерно, что отношения между полярными группами остаются предельно напряженными. Так, социологи отмечают, что для «ярых сторонников», которые, как правило, являются также поборниками традиционных ценностей, даже представители сексуальных меньшинств более приемлемы, нежели убежденные противники Александра Лукашенко.
Отмечаются изменения и в оценке перспектив развития конфликта в Украине. Даже среди «ярых противников» заметно возросла доля тех, кто считает, что Россия побеждает.
Интересный раздел исследования – анализ того, какие именно пропагандистские нарративы наиболее успешно усваиваются населением. Социологи утверждают, что лидируют следующие: «Лукашенко успешно борется с коррупцией», «Будет лучше, если Лукашенко будет оставаться у власти настолько долго, насколько это возможно», «Лукашенко заставляет чиновников работать на благо людей».
Аналитики полагают, что оппозиционные спикеры демонстрируют неэффективность в попытках переубедить аудиторию и представить ей свою версию происходящего в стране и мире. Даже в соцсетях провластные пропагандисты опережают их по интенсивности публикаций. Фактически оппозиция адресуется к своей уже давно сформировавшейся аудитории, которая к тому же еще демонстрирует тенденцию к сокращению.
Как раз этому сегменту посвящено специальное исследование социолога Геннадия Коршунова, также опубликованное на этой неделе. Он утверждает, что в результате проведения серии глубинных интервью выявил серьезную напряженность между оппозиционерами-эмигрантами и теми, кто, не принимая власть президента Белоруссии Александра Лукашенко, остается в стране.
Впрочем, социологи отмечают и серьезный раскол внутри самой диаспоры. Помимо каких-то сиюминутных групповых разделений существуют и фундаментальные противоречия между теми, кто придерживается консервативно-национальных и либерально-демократических взглядов. Но тем не менее их роднит общее недовольство бывшими соратниками, сумевшими адаптироваться к жизни на родине.
Авторы исследования составили даже перечень взаимных претензий, которые выдвигают друг к другу уехавшие и оставшиеся. Так, те, кто живет в Белоруссии, часто интерпретируют отъезд как предательство, так как «что-то сделать на пользу Беларуси можно только из Беларуси», и «если бы столько народу не уехало, мы бы давно победили». Звучат обвинения в том, что активисты заявляли, что из-за границы им будет проще сделать что-то для изменений в стране, а на деле они занимаются обустройством частной жизни. Утверждается, что они «паразитируют» на белорусской тематике в личных интересах.
В свою очередь, эмигранты обвиняют оставшихся в «измене» общей борьбе и тоже уходе в частную жизнь. Их обличают в коллаборационизме с властью, поддержке экономики (как минимум через уплату налогов) и легитимации Александра Лукашенко.
Социологи называют сложившуюся ситуацию разломом белорусской души. Между тем автор исследования Геннадий Коршунов, который и сам находится в эмиграции, тем не менее так резюмировал презентацию своего доклада: «Беларусь становится другой, поэтому, по мнению активистов в стране, людям, которые захотят сюда вернуться, придется адаптироваться к новой ситуации, к условиям реальной Беларуси, а не той, которая существует сейчас в их представлениях».
Независимая газета. 20.06.2024